Урок рисования на тему: МИР ЦВЕТА Автор: Кузнецова Г.В.Руководитель компьютерного кружка Центра внешкольной работы, г.Киев
«Цвет является средством, которым можно влиять на душу. Цвет – это клавиши; глаз – молоток; душа – многострунный рояль; художник – рука, которая, трогая ту или иную клавишу, заставляет душу вибрировать.»Василий Кандинский.
Вступление Цвет является одним из важнейших средств искусства. Подбор цветов часто становится для художника настоящим испытанием. Наукою доказано, что цвет оказывает не только эмоциональное, но и физическое воздействие на человека.
Цветовая гамма В понимании специфики цвета очень помогает цветовой круг. Это схема возможных сочетаний цветов, а также взаимодействие их между собою.
Основные цвета Основу спектра составляют три цвета - Эти цвета называют основными, или “чистыми”, потому что их невозможно получить путем смешивання каких-либо других цветов.
Эта картина демонстрирует выразительность основных цветов: красный, синий и желтый сразу притягивают взгляд, иногда даже отвлекают внимание от форм.
Дополнительные цвета На схеме между основными цветами мы видим Эти цвета называются дополнительными и получаются в результате смешивания двух основных.
Дополнительные цвета на круге размещены напротив друг друга. Они дополняют один одного, их взаимное влияние оживляет колорит картини. Красный становится еще больше красным и просто “горит” рядом с зеленым, тольки в случае их “соседства”, при смешивании получается гамма нейтральных оттенков.
Большие, равномерные плоскости фиолетового и желтого (дополнительные друг для друга) и небольшие красно-зеленые вкрапления приводят к тому, что картина представляет собой пиршество цвета. Поль Гоген. Таитянка с манго
Эта картина – настоящая симфония взаимно-дополняющих цветов. Благодаря красно-коричневым пятнам зеленый цвет травы кажется более живим. Холодный голубой цвет неба и теплый цвет охры на траве отражаются на платье. Клод Моне. Женщина с зонтиком.
Идея теории оптического смешения цветов в том, что цвета могут смешиваться в человеческом глазу. Пуантилисты – группа художников ХIX в. - начали создавать световые эффекты, которых нельзя было добиться простым смешиванием красок на палитре. Они наносили на полотно мелкие точки двух или нескольких цветов. Издалека эти пятнышки начинали сливаться, и картина казалась живой, мерцающей и полной энергии. Оптическое слияние цветов состоит в замене смешивания красок на палитре соединением света, отраженного от маленьких цветных точек в сетчатке глаза.
Теория оптического смешения цветов нашла отображение в работах Жоржа Сёра. Художник наносил на полотно крошечные точки мерцающих цветов с тем, чтобы они смешивались в глазах зрителей, а с близкого расстояния картина производит впечатление мозаики.
Третичные цвета В результате смешивания основного цвета с одним из дополнительных в равных пропорциях, мы получаем круг из 12 цветов, где третичные между основными и дополнительными. На 12-цветном круге нетрудно
Третичные оттенки: Сине-зеленые - это оттенки павлиньего хвоста, цвет утиного яйца и серой утиной шейки. Желто-зеленые зеленого яблока, березовых листьев и молодой травы. - это фруктовые оттенки (персики, абрикосы, мандарины) и теплые оттенки земли. - это цветочные и фруктовые оттенки (слива, виноград, фиалка, вереск, лаванда)
Здесь красочный эффект создан с помощью третичных тонов Сара Спекман. “Натюрморт с вазами и китайскими фонариками”.
Теплые и холодные цвета Красные, желтые и оранжевые цвета – это солнечный свет и огонь, а синие и зеленые – снег и лед, море, небо и лунное сияние. У каждого цвета есть своя “температура”: он может быть теплым, холодным или нейтральным, это определяется влиянием цвета на человека. На цветовом круге в одной половине находятся теплые цвета,
Теплые цвета зрительно приближают изображение, а холодные – отдаляют. Этот эффект художники з успехом используют для передачи трехмерних форм. Теплые и холодные акварельные краски передают округлую форму этих двух апельсинов. Красные и оранжевые цвета выразительно выступают вперед, в то время как другие(синие и зеленые) отходят вглубь рисунка, туда, где форма апельсинов сливается с тенью.
Теория на практике Всем этим цветам, даже, белому, присущ синий оттенок. Это создает холодное настроение. Маленькое ярко-алое пятно выделяется на фоне холодных тонов. Пабло Пикассо “Женщина с ребенком”
Ганс Войт Стеффенсен “Джиттербаг” Теплая цветовая гамма излучает счастье, а мазки зеленого цвета вносят в изображение холодную ноту. На этой жизнерадостной картине неровно нанесенные краски передают ритм танца. В танцевальном азарте пара не помещается на картине.
С помощью желтых и оранжевых цветов, а также пятен зеленого цвета Ван Гог сумел передать красоту этих подсолнухов. Цветы выглядят живыми и объемными. Ван Гог “ Подсолнухи “
Очень часто тень изображают в виде плоского пятна неопределенного цвета.Принцип создания “живых” теней прост: их следует рисовать тем цветом, который является дополнительным к цвету предмета, отбрасывающего эту тень. Тень банана нужно рисовать фиолетовым цветом
Тень, отбрасываемую апельсином - рисуем синим. Тень красного яблока мы рисуем зеленым цветом.
Знаете ли вы, что… В результате эксперимента было обнаружено, что люди, которые находились в синей комнате, устанавливали регулятор системы отопления на 40 выше, чем те, кто пребывал в красном помещении. Взгляните на эти два квадрата. Теплый красный цвет кажется ближе, а холодный синий – дальше. Эту особенность цветового восприятия используют при ремонте помещения. Чтобы комната казалась уютнее и теплее, выкрасите стены в красный цвет. А если вы хотите прохлады и простора, используйте голубую краску.
Слово “импрессионисты” впервые прозвучало в устах некоего искусствоведа, который с насмешкой отозвался о картине Моне “ Впечатление, восход солнца ”. (фр. Impression – впечатление). Если бы этот критик мог знать, что через 100 лет пейзаж Моне продадут за 9 млн. долларов, а картину Ренуара – за рекордною ценой в 78 млн. долларов! Клод Моне “Впечатление. Восход солнца”
Эта картина – из серии работ на тему чисел. В первый момент внимание привлекает водоворот цвета и полная абстракция. Тем не менее картина воздействует и на другом уровне, потому что числа обладают очень точным и лаконичным значением. Джаспер Джонс “От нуля до девяти”
Художник Уистлер использовал очень жидкую краску, которую называл “соусом”. Она была настолько жидкой, что художнику приходилось писать на полу, чтобы краска не потекла. Уистлер написал несколько картин на тему ноктюрнов. Но не все они пользовались успехом. Увидев его полотно, теоретик искусства Раскин обвинил художника в том, что он “ выплеснул банку краски в лицо общественности ”. Художник подал в суд и выиграл дело. Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер.”Ноктюрн в синем и золотом.Бухта Вальпараисо”
Мы редко видим на картинах отдельные цвета, потому что общее впечатление, которое создает картина, зависит не от каждого цвета отдельно, а от его взаимодействия с другими цветами.
Я надеюсь, что этот урок помог вам больше узнать про специфику цвета, и уже с пониманием воспринимать произведения изобразительного искусства