Наука и культура в 1917-1945 гг. Выполнила: Турышева А.А.Группа №2905.
Одной из важнейших задач была борьба с неграмотностью.В 1930 г было введено всеобщее начальное обучение. (семилетнее)Стали создаваться школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Школы рабочей молодежи (ШРМ)
Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и беднейшиее крестьянство. Наибольшее распространение получило инженерно- техническое образование. Высылка за границу деятелей науки (1922 г.)
В 1920-1930-е года были открыты новые научные институты. Плодотворно трудились такие ученые, как И.Павлов, И. Мичурин, Н.Вавилов и др.
В следствии репрессий , общественный науки полностью оказались идеологизированы и поставлены под жесткий контроль.
Культурной жизни страны в первой половине 1920-х годов были свойственны яркость и разнообразие творческих группировок. Однако возникло множество художественных объединений, которые стремились утвердится в роли единственных истинных представителей литературы и искусства. (РАПП, ЛЕФ и др.)
Художники решительно сжигали мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые бы наглядно отразили дух современности. Хотя правдивое и близкое природе искусство никогда не прекращало существовать, рядом с ним возникло новое, которое стремилось к достоверной передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств и настроений художника. Такое «искусство выражения» принято называть модернизмом
1925 г. Постановление ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы».Началось наступление на литературу и их рамками «соцреализма».
Но культура, рассчитывавшая на массовое потребление, принижалась, упрощалась. Появилась возможность с ее помощью манипулировать сознанием и нравственным миром людей. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы и повести, комиксы, некоторые жанры эстрадной музыки.
В I половине ХХ века наука вынуждена была переосмыслить многие фундаментальные понятия и выработать ряд новых. Переход к изучению сложных систем практически во всех областях знаний потребовал переосмысления основ научной методологии и самого понятия наука. Изучение квантово-механических систем в физике (Планк, Бор, Резерфорд, Гейзенберг)изучение химических процессовпоявление теоретической биологии (Дарвин, Геккель, Мендель, Пастер, И. Мечников)формирование геохимии (Вернадский, Кларк, Ферсман) а также биогеохимии и экологии
в 1905 г. А.Эйнштейн создал теорию относительности, Р.Амундсен достиг Южного полюса (1911 г.). Изобретение Г.Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г.) напрямую связало Европу с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил начало эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира.
В 20-е годы благодаря исследованиям австрийского ученого З.Фрейда значительные успехи наблюдались в психологии и психиатрии.
В архитектуре первой половины ХХ в. используются совершенно новые принципы строительства, новые строительные материалы. Широко используются стальные и бетонные конструкции. Одним из главных принципов проектирования зданий стало их соответствие своему назначению, т.е. функции. Отсюда и название такой архитектуры – функционализм
Литература. 1. Новый справочник школьника I том., Издательство «ВЕСЬ»- ДОБРЫЕ ВЕСТИ! 2007 г.2. http://5ballov.ru3. www.yandex.ru