Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеЧесменская средняя общеобразовательная школа №1 им. М.Е.Волошина Тема урока: «Изготовление витражной картины». Эскиз. Презентацию выполнилаЕрахтина Ирина Михайловнаучитель изобразительного искусства с.Чесма Чесменского района, Челябинской области
Ребята, сегодняшнее наше занятие начинаем с загадки:- Вставленный в оконный проем орнамент или картина из цветных стекол (чаще бывает в соборах, церквях, капеллах... ).Ребята, можете ли вы предположить, ответив на загадку, как будет звучать тема нашего занятия и чем мы будем заниматься? (определение темы занятия). Скажите, ребята, а кто создавал такую красоту? - Как вы думаете из чего художники выполняли витраж?
Из истории витражаПри создании архитектурных комплексов мастера прошлого большое внимание уделяли синтезу разных видов искусства: живописи, скульптуры, декоративно – прикладному искусству. Особое место в архитектуре занимала монументальная живопись, которая возникла намного раньше станковой живописи в виде древних фресок, мозаичных панно. Особое место в монументальной живописи принадлежит витражу. Никто точно не знает, когда возник этот вид искусства, но его родина – Франция (от французского «vitre» - «оконное стекло»), отсюда и витраж. Расцвет этого искусства пришелся на средние века, быстро завоевав почти всю Европу. Давайте вспомним историю средних веков, готические соборы.
И проведем с вами небольшую исследовательскую работу. Рассмотрим репродукции готических соборов (капелла Сен Шапель в Париже, собор в Реймсе, Амьенский собор и другие). Амьенский собор. Стройный башенный шатер. Сен-Шапель в Париже
Франция, Реймс: Реймский собор Реймский собор, интерьер.
Сен-Шапель. Франция. (готика) (Saint-Chepelle, Святая Часовня) Сен-Шапель. Интерьер верхней церкви
Сен-Шапель. Витражи верхней церкви Сен-Шапель, витраж
Сен-Шапель, витражи Святая капелла (Сен-Шапель) на острове Сите в Париже. Роза, 9 метров в диаметре. Состоит из трех концентрических кругов вокруг центрального окошка-глазка
Витраж – (фр.vitrage – остекленение, от лат. vitrum – cтекло) – произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала. Витражи используют для украшения окон, стеклянных дверей, прозрачных перегородок. Свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу в интерьере. Поэтому виражи с давних времен использовались в храмах. Окна заполнялись тончайшимипрозрачными пластинками камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты. Витражи часовни СенШапель.Построена в 1242 по 1248 годы, под руководством Пьера из Монтрейля, одного из крупнейших зодчих готики.
Большие многоцветные витражи из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, обязательная принадлежность готических соборов. Готика – (происходит от итал. gotico — непривычный) арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Они изображали религиозные и
и над центральным входом в круглых окнах, именуемых розами. Таинственная и духовная среда храма во многом возникла именно благодаря этим излучающим свет картинам. Амьенский собор. Построенный в 1220—1288 гг. Робером де Люзаршем в г. Амьен. Франция
Из истории витража. Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству. В первую очередь, это мозаика и витраж. Монументальное искусство - род изобразительных искусств, произведения которого создаются для конкретной архитектурной среды, отличаются крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптура, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, фонтаны и т.д. Интерьер Амьенского собора. Воздвигнут в XIII веке.
-Скажите, а в современном мире, где вы можете встретить витражи? Современная технология изготовления витража состоит из трех этапов: разработка эскиза;раскрой цветного стекла;3. окантовка свинцом и пайка. Даже частныекоттеджи не прочь приобрести витражи для украшения интерьеров. украшаются многие здания: музеи, театры, дворцы культуры, школы, кафе.
Практическая работа Мы будем выполнять витраж в определенной последовательности :А) для начала- выбор из предложенных композиций . Б) затем группа ребят выходят работать над эскизом по выбранному варианту на большом формате (ватман). Остальные работают в своих альбомах. В) переходим к цветовой гамме (определяемся с цветом) и раскрашиваем.
После высыхания общей композиции этапы работы:1 этап – на большой эскиз разложить пленки каждого учащегося. Выбор формата и составление композиции из пленок;2 этап – берем черную (золотую, серебряную) краску и каждый ученик на своей пленке аккуратно обводит свой контур части композиции. 3 этап – аккуратно переносим пленку на свои рабочие места. После высыхания контура можно приступать к покраске картины, раскрашиваем как на общей композиции.4 этап –корректировка каждого фрагмента Эскиза учащимися. Если необходимо, то подправить конур; Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вывести.
Эскиз декоративной композиции может состоять из узора растительных или геометрических форм, изображение птиц, животных, растений, узор по мотивам сказок или любое другое изображение. Не спешите выбрать слишком сложную композицию, лучше остановиться на простом изображении.
Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми.
Итог урока: Ребята показывают наиболее удачные работы. Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму: – С какими новыми понятиями ты сегодня познакомился?– Кто создавал витраж? – Где, мастера прошлого, в основном использовали витраж?- Из чего художники выполняли витраж?– Назови родину витража.- В современном мире применяется витраж? Где?– Что тебе нужно было выполнить на этом уроке?– Как бы ты оценил свою работу?
Использованные источники: Электронные ресурсыhttp:/ru.wikipedia.org/wiki/Витражhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Готикаhttp://ru.wikipedia.org/wiki//Сент-Шапельhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Реймский_соборhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Амьенский_собор
МОЛОДЦЫ!!!ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!