Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда. Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения (пещеры в Испании (Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в СССР — Капова пещера), где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения (пещеры в Испании (Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в СССР — Капова пещера), где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек.
Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне).
. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории СССР (на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)). . Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории СССР (на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)).
Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки. Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки.
У племён, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Северной Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на З. до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, и реалистические формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). У племён, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Северной Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на З. до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, и реалистические формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике).
В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль. В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
В целом, творчество первобытных людей являлось одновременно и созиданием конкретных предметов, и познанием окружающего мира, и общением между людьми. Еще не существовало ни собственно религии, ни искусства, ни познания в отдельности, как мы их сейчас понимаем, но было первоначальное единство всех этих форм сознания В целом, творчество первобытных людей являлось одновременно и созиданием конкретных предметов, и познанием окружающего мира, и общением между людьми. Еще не существовало ни собственно религии, ни искусства, ни познания в отдельности, как мы их сейчас понимаем, но было первоначальное единство всех этих форм сознания
Альтамира (Altamira), пещера близ моря в Кантабрийских горах (провинция Сан-тандер, Испания), где исследовавший её с 1875 испанский археолог Марселино Саутуола открыл наскальные верхнепалеолитические изображения животных (зубров, кабанов и т. д.), выполненные чёрной, красной и жёлтой краской, а также гравировкой. Достигающие иногда 2 м длины, эти изображения прекрасно сохранились и поражают зоркостью наблюдения и точностью передачи анатомического строения и движений животных, экспрессией и свободой энергической лепки фигур линией и цветовым пятном. В одном зале потолок покрыт изображениями фигур получеловеческого-полуживотного облика, вероятно, замаскированных колдунов. Открытие изображений в Альтамире послужило началом изучения пещерной живописи палеолита. Живопись Альтамиры относят к мадленской культуре. У входа и вдоль стен пещеры обнаружены скопления отбросов пищи и каменные орудия, а под ними — культурные напластования солютрейского и раннемадленского времени Альтамира (Altamira), пещера близ моря в Кантабрийских горах (провинция Сан-тандер, Испания), где исследовавший её с 1875 испанский археолог Марселино Саутуола открыл наскальные верхнепалеолитические изображения животных (зубров, кабанов и т. д.), выполненные чёрной, красной и жёлтой краской, а также гравировкой. Достигающие иногда 2 м длины, эти изображения прекрасно сохранились и поражают зоркостью наблюдения и точностью передачи анатомического строения и движений животных, экспрессией и свободой энергической лепки фигур линией и цветовым пятном. В одном зале потолок покрыт изображениями фигур получеловеческого-полуживотного облика, вероятно, замаскированных колдунов. Открытие изображений в Альтамире послужило началом изучения пещерной живописи палеолита. Живопись Альтамиры относят к мадленской культуре. У входа и вдоль стен пещеры обнаружены скопления отбросов пищи и каменные орудия, а под ними — культурные напластования солютрейского и раннемадленского времени
Наскальное изображение бизона Наскальное изображение бизона Пещера Альтамира Роспись потолка пещеры
Ласко (Lascaux), палеолитическая пещера близ г. Монтиньяк, на Ю. Франции (департамент Дордонь). Открыта в 1940, исследовалась французским учёным А. Брейлем и др. На стенах Ласко найдены нанесённые гравировкой, монохромной и полихромной росписью изображения диких лошадей, первобытных быков, оленей, горных козлов, бизонов и др. животных, отличающиеся реализмом. Уникально изображение мужчины с птичьей головой, лежащего перед бизоном, возможно, убитого им. Датируются изображения радиоуглеродным методом около 15 000 лет до н. э. (среднемадленское время позднего палеолита). Ласко (Lascaux), палеолитическая пещера близ г. Монтиньяк, на Ю. Франции (департамент Дордонь). Открыта в 1940, исследовалась французским учёным А. Брейлем и др. На стенах Ласко найдены нанесённые гравировкой, монохромной и полихромной росписью изображения диких лошадей, первобытных быков, оленей, горных козлов, бизонов и др. животных, отличающиеся реализмом. Уникально изображение мужчины с птичьей головой, лежащего перед бизоном, возможно, убитого им. Датируются изображения радиоуглеродным методом около 15 000 лет до н. э. (среднемадленское время позднего палеолита).
1,3.Наскальные рисунки в пещере Ласко 1,3.Наскальные рисунки в пещере Ласко 2. Пещера Ласко
Монтеспан (Montespan), обширная пещера на Ю.-З. Франции, в предгорьях Пиренеев (департамент Верхняя Гаронна) с остатками культуры позднепалеолитического человека (мадленская культура). Открыта французским археологом Н. Кастере в 1923. Во внутренних частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах изображения бизонов и лошадей, а также вылепленная из глины фигура медведя без головы (её заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикрепленный к фигуре). На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13—14 лет. Пещера Монтеспан являлась местом культовых церемонии и магических обрядов палеолитических людей (возможно, и обрядов инициации). Монтеспан (Montespan), обширная пещера на Ю.-З. Франции, в предгорьях Пиренеев (департамент Верхняя Гаронна) с остатками культуры позднепалеолитического человека (мадленская культура). Открыта французским археологом Н. Кастере в 1923. Во внутренних частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах изображения бизонов и лошадей, а также вылепленная из глины фигура медведя без головы (её заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикрепленный к фигуре). На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13—14 лет. Пещера Монтеспан являлась местом культовых церемонии и магических обрядов палеолитических людей (возможно, и обрядов инициации).
1,3. Рисунок Лошади 1,3. Рисунок Лошади 2. Медведь. Остатки глиняной скульптуры Палеолит.
Капова пещера, одна из крупнейших пещер на Южном Урале, на правом берегу р. Белой, в Башкирской АССР. Образовалась в известняках и доломитах девонского возраста. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина их свыше 2 км. Капова пещера, одна из крупнейших пещер на Южном Урале, на правом берегу р. Белой, в Башкирской АССР. Образовалась в известняках и доломитах девонского возраста. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина их свыше 2 км. В 1959 зоологом А. В. Рюминым в пещере впервые были обнаружены рисунки эпохи палеолита. В 1960—71 изображения в пещере изучены О. Н. Бадером. На 2-м этаже Каповой пещеры, на глубине 300 м от входа, имеются рисунки мамонтов, лошадей, носорогов. Длина фигур от 44 до 112 см. Изображения представляют собой сплошь закрашенные красной краской силуэты или грубые контуры. В задних залах 1-го этажа Каповой пещере обнаружены красные изображения геометрического характера в виде лестниц, хижин, треугольников, косых линий.
Роспись в пещере Роспись в пещере Вход в пещеру Фрагмент росписи
1 и 2 женские браслеты 1 и 2 женские браслеты 3,4,5 фигурки из бивня мамонта
Статуэтки из бивня мамонта Статуэтки из бивня мамонта
Украшения и различные приспособления Украшения и различные приспособления
Трипольская культура (названа по месту первой находки у села Триполье Киевской области УССР), археологическая культура эпохи энеолита, распространённая между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем; на территории Румынии. На памятниках Трипольской культуры обнаружено большое количество богато орнаментированной посуды, орудия для занятий сельским хозяйством, ткачеством, деревообработкой, плетением, выделкой шкур, а также зёрна пшеницы и ячменя, кости животных и др. Племена Трипольской культуры вели обмен с соседними племенами. Трипольская культура (названа по месту первой находки у села Триполье Киевской области УССР), археологическая культура эпохи энеолита, распространённая между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем; на территории Румынии. На памятниках Трипольской культуры обнаружено большое количество богато орнаментированной посуды, орудия для занятий сельским хозяйством, ткачеством, деревообработкой, плетением, выделкой шкур, а также зёрна пшеницы и ячменя, кости животных и др. Племена Трипольской культуры вели обмен с соседними племенами.
Трипольская культура Керамика и элементы орнаментации посуды Трипольская культура Керамика и элементы орнаментации посуды Глиняные женские статуэтки Реконструкция жилища
Мегалиты (от мега и греческого líthos — камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, крытые галереи. Мегалиты распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе Мегалиты в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тысячелетия до н. э.), за исключением Англии, где Мегалиты относятся к эпохе неолита. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, Мегалиты — общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Мегалиты (от мега и греческого líthos — камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, крытые галереи. Мегалиты распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе Мегалиты в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тысячелетия до н. э.), за исключением Англии, где Мегалиты относятся к эпохе неолита. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, Мегалиты — общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Дольмен «Мая» Дольмен «Мая» Дольмен «Нежность» Дольмен «Хан»
Менгиры Салбыкского кургана Менгиры Салбыкского кургана Хакасские менгиры Бахчисарайский Менгир
Наскальные изображения, петроглифы, писанины, древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Известны во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Палеолитические Наскальные изображения представлены в пещерах и гротах Южной Франции, Северной Испании . Характерны фигуры животных, главных объектов охоты: бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников — медведя, пещерного льва. Наскальные изображения, петроглифы, писанины, древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Известны во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Палеолитические Наскальные изображения представлены в пещерах и гротах Южной Франции, Северной Испании . Характерны фигуры животных, главных объектов охоты: бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников — медведя, пещерного льва.
Бык-бизон Бык-бизон Лось Лучники
Аппликация на седельной покрышке из Пазырыкского кургана. Цветной войлок. 5—3 вв. до н. э. Аппликация на седельной покрышке из Пазырыкского кургана. Цветной войлок. 5—3 вв. до н. э. Бляха в виде оленя из кургана у станицы Костромской. Золото. 6 в. до н. э. Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана. Золото. 6 в. до н. э. Уздечное украшение из Пазырыкского кургана. Дерево. 5—3 вв. до н. э.