Искусство доколумбовой Америки МХК. Ученица 10-го класса МОУ СОШ № 22 г. Сыктывкара, Эживинского района
План урока Общие сведения о континенте. Художественная культура ольмеков.Искусство ацтеков.Художественная культура майя.Искусство инков.
К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света (когда это произошло?), этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития. Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами, лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария— в Мезоамерике и Андах — испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации.
На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее «открытия», в 1492 г , там жило до 2/3 всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесь на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и др.
В научной литературе эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций. Она подразделяется на два района северный — Мезоамерика и южный — Андская область (Боливия — Перу), с Промежуточной зоной между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя и достигли значительной степени, но так и не поднялись до вершин государственности и цивилизации.
Новый Свет представляет собой и уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30— 20 тыс. лет назад)—времени заселения континента из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску—и до тех пор, пока ему не был положен конец нашествием европейских завоевателей.
Художественная культура классического периода «Первая цивилизация» Мезоамерики—культура «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус). Население этих областей в начале I тыс. до н. э. (800— 400 гг. до н. э.) достигло высокого уровня культуры: в это время появляются первые «ритуальные центры» в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.
Цивилизация ольмеков, корни которой восходят к XIV-XV векам до н.э., остается на сегодня едва ли не самой таинственной и неизученной на территории Мексики. Ольмеки считаются одним из первых народов на всем континенте, создавшим государственность и культуру, которая оказала мощное влияние на все последующие доколумбовые цивилизации Мексики и Центральной Америки. Верования, мифы, мировосприятие ольмеков были унаследованы в той или иной степени империями древних майя и ацтеков. До сих пор остаются загадкой причины исчезновения этой цивилизации, оставившей многочисленные памятники в мексиканских штатах Веракрус, Табаско и Герреро.
Теотихуакан В 50 км к северо-востоку от г. Мехико, там, где высокие горные хребты расступаются, образуя большую и плодородную долину, находятся руины Теотихуакана — в прошлом столицы древнейшей цивилизации Центральной Мексики. По подсчетам ученых, к 600 г. н. э.— моменту наивысшего расцвета— общая территория города составляла свыше 18 кв. км, а население— от 60 до 120 тыс. человек.
Искусство ацтеков После гибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки). Ацтеки пришли в долину Мехико с севера и в XIV веке основали свою столицу Тенотчитлан. В 1427 в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население долины Мехико и всей центральной Мексики. В 1519—21 ацтеки были завоёваны испанцами.
Ацтекская скульптура Человеческий череп, покрытый мозаикой из бирюзы и обсидиана Серьги. Доколумбова эпоха
Ритуальная урна (деталь). I в. до н. э. Культура ацтеков.
«Солнечный камень» –солнечный календарь индейцев-ацтеков. Этот каменный календарь, где за основу расчета времени были приняты закономернос-ти движения Cолнца Современная копия, выполненная в металле
Художественная культура майя
Как ни удивительно, но более двух веков после испанского завоевания ни ученые, ни авантюристы не придавали особого значения полуострову Юкатан. Может быть, из-за жаркого климата, а скорей всего, из-за явного недостатка там минеральных ресурсов. Лишь в XIX веке там было обнаружено множество величественных городов, сооруженных древними майя...
Майя, словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города. За пятнадцать веков до Колумба они изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуля, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Храм Кастильо. XI — 1-я половина XII в. Чичен-Ица (Мексика). Культура майя.
ТАИНСТВЕННЫЕ РАЗВАЛИНЫ:следы великой цивилизации
ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН. Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Ее еще называют «Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок»).
Художественная культура инков Империя инков - богатая и высокоразвитая страна, владения которой занимали большие пространства на западе южноамериканского континента. Власть и авторитет инков распространялись от современной южной Колумбии на севере до Чили на юге, захватывая нынешние Эквадор, Перу и Боливию. Столица царства располагалась в городе Куско, Город Куско своими очертаниями напоминает силуэт гигантской пумы. Город Пумы – так его называют сегодня современники
Золотая маска периода культуры инков. Сосуд. Керамика. Культура инков. Инки (правильнее инка) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век).
Здание Кариканче (храма Солнца) в Куско было опоясано карнизом из чистого золота, впаянного в камни. Не только статуя Солнца, но и статуи других богов (бога-творца Виракочи, бога грома и молнии и т.д.), а также знаменитый большой диск, олицетворяющий Инку, — были сделаны из золота. В храме находились и многочисленные золотые музыкальные инструменты, например, барабаны, украшенные к тому же еще и драгоценными камнями.
Золото инков К зданию Кариканче примыкало еще одно чудо из чудес — так называемый «золотой сад Куско». Древняя легенда рассказывает, что все, что в этом саду росло, цвело и летало, тоже было сделано из чистого золота. Все, что жители великой империи видели вокруг себя, они воспроизвели в этом саду: клочки полей, маис, стада лам с их детенышами, 24 индейских пастуха, «срывающих» золотые плоды с золотых яблонь.
РИТУАЛЬНЫЙ НОЖ ИНКОВ
Характерные особенности искусства народов доколумбовой Америки Утверждение всемогущества и величия священного божестваКульт предковПраславление побед над врагамиВозвеличивание правителей и верховной знати
Ресурсы http://goldenfish.nm.ru/index.htmhttp://mayaruins.com/http://anomalia.kulichki.ru/text5/200.htmhttp://www.countries.ru/library/ancient/civ_amer.htm#e