ИСКУССТВО ГЖЕЛИ
Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика, или просто гжель.
Где мог увидеть мастер эту особую элегантно- изысканную красоту сочетания белого и синего? Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для художника великим и мудрым учителем.
Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень (Турыгино, Гжель, Речицы и др.).
Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды — край богат залежами гончарных глин.
В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.
Вслушайся в слово «гжель» — и ты уловишь в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать».
МАЙОЛИКА Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому.
МАЙОЛИКА Это майолика. Ее делают и сейчас. Присмотрись к гжельской майолике: ее формам, лепным украшениям, нарядной росписи.
МАЙОЛИКА Посмотри, как выглядят сосуды, получившие названия «квасник» и «кумган». Они предназначались для праздничных застолий, нередко их дарили на память. Запомни форму этих сосудов.
ФАРФОР Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Давай рассмотрим современные образцы гжели. В ней по-прежнему разливается синь-синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды.
Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику — забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.
Обрати внимание на причудливые декоративные формы фарфоровых изделий.
Вот масленка Рыба-кит. С какой выдумкой и фантазией она решена! Основание ее окружено лепным орнаментом в виде волн. А крышка — словно ожившая сказка, представленная в образе гигантской рыбы, на теле которой вырос город с обитателями.
Все здесь необычно: и струи-завитки, бьющие фонтаном из головы кита, и глаз-цветок, и стройный собор, который одновременно служит ручкой крышки, и строгий орнамент из ромбиков — символических знаков земли. Щедрая фантазия мастерицы преобразила обычный бытовой предмет в яркий художественный образ.
Создавая это изделие, мастер творил во всех трех видах деятельности: декоративной, конструктивной и изобразительной. Задумайся, в чем проявилась каждая из них.
Вот квасник с мягкими, обтекаемыми, как бы растянутыми вширь формами. Что в нем особенно тебе нравится? Что делает его художественным произведением?
Почему мастер именно так разместил лепные фигурки? Какой смысл прочитывается в декоративных лепных деталях и в росписи?
Посмотри, как легкий узор-гирлянда бережно оплетает форму тулова, горлышко и крышечку квасника, едва касаясь носика и ручки и оставляя нетронутой ослепительную белизну сосуда. И потому он смотрится так празднично, нарядно.
Посмотри еще раз, как взаимосвязаны скульптурные фигурки, нарядная роспись с формой керамического сосуда. Почему они именно такие?
РОСПИСЬ Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда.
Один мазок — лепесток, другой, третий — и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному.
Один мазок — лепесток, другой, третий — и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному.
Один мазок — лепесток, другой, третий — и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному.
Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».
Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.
Она то подчеркнет форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков.
ЗАДАНИЕ Вначале нужно нарисовать выразительную форму посуды. Лучше всего в самом начале покрыть синей краской носик, ручки, подчеркнуть горлышко или основание сосуда и приступить к основной росписи на тулове сосуда. Тебе понадобятся мягкие круглые кисти.
ЗАДАНИЕ Начни писать цветок с середины. Набрав только раз краску на одну сторону кисти, прописывай ею весь цветок, накладывая мазок за мазком. Чтобы получился округлый мазок, можно заготовку-форму вращать. Первый лепесток у тебя будет темным: ведь краски на кисти много.
ЗАДАНИЕ Затем цвет будет ослабевать, становясь едва заметным. В этом «угасании» краски и есть особая выразительность росписи — появляется игра тональных переходов от темного к светлому. Цветок постарайся сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы; можно дополнить его листьями, завитками, точечками.