Презентация Тришиной Марины Богородские игрушки и Сергиево Посадские матрёшки 900igr.net
На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.
Богородские крестьяне из липовых чурбаков, в зимнее время, вырезали примитивными инструментами фигурки животных, людей, героев народных сказок. Ехали в Троицкую лавру и продавали паломникам. Особенной популярностью пользовались игрушки с движением. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, делают игрушку живой, привлекательной.
Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.
Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аукав». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «богородской»
Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.
Сюжеты богородской деревянной игрушки - это чуть смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки. Часто эти игрушки умеют двигаться: кузнецы куют, курочки клюют, кот ловит рыбку. Фигурки приходят в движение с помощью незатейливого механизма - детали крепятся на ниточке к внутренней планке, сдвигается планка - фигурка оживает
В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию
Матрешки. Сергиев Посад
Когда появилась первая матрешка в Сергиевом Посаде, точно не известно. Рассказывают, что сам Сергий Радонежский вырезал и дарил детям деревянные игрушки. За двести лет до появления матрешек в Сергиевом Посаде уже занимались игрушечным промыслом.
В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок, девушек в кокошниках, неваляшек. Ими играли и царские, и крестьянские дети. Расцвета промысел достиг в конце XVIII – начале XIX веков.
В XIX веке матрешек начали делать в столичной мастерской «Детское воспитание», потом была освоена роспись матрешек в Сергиевом Посаде.В это время и родился тот тип матрешки, которую называют «загорской» (в честь старого названия города), или матрешкой г. Сергиева Посада. Всплеск интереса к новой русской игрушке и начало массового ее изготовления приходится на начало ХХ века и связано со Всемирной выставкой в Париже.
Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевском каноном. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрёшек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру
Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники. Была выпущена большая серия бояр.
Мастера нашего времени вдохнули свою фантазию в старинное ремесло, игрушка снова расцвела всеми красками . Яркая, радостная роспись каждой матрешки Сергиева Посада – подарок для ребенка и тема для искусствоведа.
Матрешки в Сергиевом Посаде очень разные. У одной три сестрички, у другой их пятьдесят. Девицы из одного семейства могут держать в руках по котенку, другие - по цветку или по платочку. У каждого умельца матрешки имеют свое лицо, наряд и окружение
У матрёшки синеглазой С балалайкою в руках, Сарафан расшит тесьмою, Весь в лазоревых цветах. Раскрываешь расписную, Глядь - а в ней ещё одна, И похожа на большую - Распрекрасная краса! Только милая девица, Развернув гармонь слегка, Песню распевает лихо. А за ней ещё одна. На трещётке, изловчившись, Такт весёлый отстучит, Половинкою раскрывшись, К нам меньшую пригласит. Пять красавиц расчудесных, В сарафанах, что в цветах, В красках солнечных небесных! Песни русские в стихах.