Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
Виктор Михайлович Васнецов Жил на нашей земле замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов. Он писал картины, рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома. Больше всего он прославился своими живописными полотнами — особенно на темы русских былин и сказок. Так хорошо знал художник русскую историю, таким богатым было его воображение, что он легко умел представить себе наших предков, их жизнь и Древнею Русь. Оттого в его картинах есть красота и правда.
Какие картины В.М.Васнецова вам известны? «Алёнушка» «После побоища Игоря Святославича с половцами» «Царь Иван Грозный» «Богатыри»
«Алёнушка»
«После побоища Игоря Святославича с половцами»
«Царь Иван Грозный»
«Царевна-лягушка»
«Богатырь»
«Спящая царевна» (1900 – 1926 гг.)
«Иван-царевич на сером волке» (1889 г.)
«Ковер-самолет» (1880 г.)
«Царевна-Несмеяна» (1914 – 1916 гг.)
«Богатырский скок» (1914 г.)
«Витязь на распутье» (1882 г.)
«Кащей Бессмертный» (1917 – 1928 гг.)
«Богатыри»
«Богатыри» Тихо в мастерской художника. Пахнет красками, скипидаром, холстом, деревом. На бревенчатой стене развешаны старинные тяжёлые шлемы, огромный меч в чёрных ножнах, острые секиры, стальная кольчуга — давнее воинское снаряжение. Для художника эта его коллекция — бесценная память о победах русского оружия, о русских богатырях-исполинах. Васнецов пишет о них картину. С кистью и красками поднимается он по высокой лестнице-стремянке. Хотя он и сам немаленького роста, но с пола ему никак не дотянуться до верха огромного полотна. Поработает, стоя на площадке, спустится, отойдёт,- шаг у него стремительный, широкий; посмотрит, всё ли хорошо получается,— и опять за дело. Весь день так проходит, до самых сумерек. Да не один день, а много месяцев и даже лет. Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Всё это время он никогда не расставался с картиной. Возил её с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова. Назвал её Васнецов просто и коротко: «Богатыри». Древнее это слово. Богатырь — значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.
«Богатыри» «Богатыри» - самая знаменитая картина Васнецова. Первый её набросок художник сделал в 1871 году, а закончил в 1898. Давайте вглядимся в эту картину. Кто изображён на ней? Реальны ли персонажи?
Как, с помощью каких средств передаётся на картине тревожность «былинного» времени? Состояние природы (неспокойное предгрозовое небо, клубящиеся тучи, ветром разметаны гривы коней) Богатыри Посреди беспредельно широкой степи остановились богатыри. С тревогой, зорко всматриваются вдаль. .
Кто такие богатыри? Нет ли жестокости в их лицах? Какую войну они ведут?
Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосенки и ёлочки? Богатыри изображены как единое целое. Однако каждый из них индивидуален.
Илья Муромец На исполинском вороном коне самый могучий богатырь – Илья Муромец. С удивительной лёгкостью держит он «палицу булатную сорока пудов». Илья – самый старший из богатырей, густая седая прядь выбилась у него из-под шлема. Илья – крестьянин, на нём простой шлем и обычная кольчуга. Конь под стать богатырю, такой же мощный, сильный.
Илья Муромец Внимательно и спокойно всматривается Илья Муромец вдаль из-под руки. В тёмных глазах — смелость, твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Каждая деталь на картине своё слово об Илье говорит. Стремя пустым болтается. Не спешит вдеть в него ногу богатырь. Всё равно врагу не застать его врасплох. На коне Илья сидит уверенно, свободно. Седло ему как дом родной. Всю жизнь свою он провёл в седле. Круглый шлем плотно обхватывает голову, прижимает седые кудри. Мощное тело охраняет щит, не пробиваемый стрелами, да крепкая кольчуга — рубашка из тысячи металлических колец. Острое копьё на длинном древке, знаменитая пудовая палица с колючими шипами, меткие стрелы в колчане — всё рассказывает нам о характере этого воина. Смотришь на картину и веришь: таким он и был, былинный герой — богатырь Илья Муромец, крестьянский сын.
Добрыня Никитич Былины говорят, Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. Он выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга, щит украшен жемчугами. Красавец белый конь в нарядной сбруе с золотыми украшениями.
Добрыня Никитич По-другому изображён Добрыня Никитич. Крепкая рука порывисто выхватывает тяжёлый меч из ножен. Острый взгляд решительно устремлён во вражескую сторону. Рвётся в бой русский витязь. Добрыня и горяч, и храбр. А по одежде, вооружению мы видим — он богатого, знатного рода. На груди его — золотая красивая цепь. Парчовой узорчатой каймой украшена понизу рубаха. Поверх тонкой кольчуги ещё крепкая броня надета. Шлем фигурный на голове, с высоким шишаком. И красный щит, и ножны тоже нарядно украшены.
Алёша Попович Прозвище его говорит о том, что происходит он из семьи священника. В руках Алёши «тугой лук» да «стрелочка калёная». Врага побеждает он не столько своей силой богатырской, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью. Гнедой конь украшен бубенцами, стоит, пригнув к земле голову.
Алёша Попович Алёша Попович — третий всадник. Ни в чём от своих боевых товарищей не отстаёт. И кольчуга на нём надета, и на коне он ловко сидит, и лук наготове держит. И всё-таки он не такой, как Илья и Добрыня. Не только потому, что молод и строен. Взгляд у Алёши мечтательный, тихий. И поза иная. Голову наклонил, одна рука спокойно свешивается. А приглядишься — заметишь, что Алёша захватил с собой гусли. Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алёша песни петь, на гуслях звончатых играть. И зритель чувствует— душа у Алёши тонкая, поэтическая. Эти качества русского человека тоже хотел передать Васнецов в «Богатырях».
Под стать богатырям и кони. Конь Алёши будто повторяет характер хозяина. Опустил длинную шею, мирно тянется к траве. Спокойный, неторопли вый. Горяч, нетерпелив, как сам Добрыня, его «белеюшко». Пер вым опасность почуял. Напрягся, задрожал весь. Вороной конь Ильи тяжёл, могуч. Стоит, точно в землю врос! Шею изгибает, огненным глазом косит. Гривой потряхи вает. К бою готов. Вот она — богатырская застава!
«Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (М.В.Васнецов)
«Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (М.В.Васнецов) Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей, художник построил картину особым образом: почти всё её пространство заняли собой всадники. Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы. Врагу не пробиться через эту заставу. За могучими плечами богатырей — леса, холмы, небо. Родина. И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности!
«Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (М.В.Васнецов) В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень-могильник напоминают о прошлых битвах. А тёмно-зелёные дальние холмы у горизонта спокойны и величественны. Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Приглядись, как рядом с тёмно-зелёными, приглушёнными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Муромца, одежды Алёши, флажка на его шлеме. Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый народ. Потому и считал эту картину для себя самой главной.
Примерный план сочинения Кто такие богатыри? Как художник передаёт особенности исторической эпохи, в которую существовали богатыри? Как показывает мощь богатырей? Образ Ильи Муромца: внешний вид, воинское снаряжение, богатырский конь. Образ Добрыни Никитича. Образ Алёши Поповича. Вывод о единстве богатырей, символизирующем непобедимость Святой Руси.
«Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (В.М.Васнецов)