Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены.
Упражнения для губ: Упражнения для губ: «Лягушка-Хоботок» Потяну я как лягушка, Подражаю я слону, Свои губы прямо к ушкам. Губы хоботом тяну. «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя. Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя. «Игры для Тигры»
«Наказать непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от 1 до 5-10 или под стишок. «Наказать непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от 1 до 5-10 или под стишок.
«Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. «Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Поперёк улыбки лег Отдыхает язычок.
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны). Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внут­ренней стороны, делая движения из стороны в сторону. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны). Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внут­ренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Зубы верхние — смотри: Чищу «чашкой» изнутри. Чищу зубы, Чищу зубы Я внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они.
«Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. «Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
«Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края — Вот и «чашечка» моя.
«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Как будто варенье лежит на губе — Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
«Не разбей «чашечку». Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки». «Не разбей «чашечку». Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки». Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперёд.
«Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад — Наш маляр работе рад.
«Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась. «Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, И раздаётся щелчок. Едим, едим на лошадке, По дороге ровной, гладкой: Цок, цок, цок.
«Грибок». Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». «Грибок». Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Широко открою рот, Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз — и вся учёба.
«Гармошка». Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). «Гармошка». Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Присосу язык на нёбо, На гармошке я играю, А теперь смотрите в оба. Рот пошире открываю, Ходит челюсть вверх и вниз - К небу язычок прижму, У нее такой круиз. Ниже челюсть отведу.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Получается звук /Ш/. Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Получается звук /Ш/. Если данный способ не помогает, прибегаем к механической постановке звука /Ш/.
Как шумят листья на деревьях? – Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш. Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш. Как шумят листья на деревьях? – Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш. Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш. Как шипит змея? - ш-ш-ш
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство «Библиополис». СПб., 1994.208с. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство «Библиополис». СПб., 1994.208с. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.-96с.