Информационная подготовка врачей Семинар для врачей клинических фармакологов: «Фармаконадзор: неблагоприятные реакции при фармакотерапии» Санкт-Петербург, 29 мая 2008 СПбГМА им. И.И.Мечникова Лаборатория клинической фармакологии при СПбГУ
Врач – ключевое звено в системе фармаконадзора
МСС – основной метод фармаконадзора
Сообщение о НПР является конечным пунктом цепи Пациент принимает лекарство У пациента возникает проблема (связанная или не связанная с лекарством) Пациент говорит о проблеме врачу (врач видит возникновение проблемы)
Врач оценивает случай Врач оценивает случай Врач подозревает, что это может быть реакция на ЛС Решает, на какое именно ЛС Проводит оценку причинно-следственных связей Врач предпринимает действия Диагностические (лабораторные тесты, исключение других причин) Терапевтические (прекратить прием, уменьшить дозу ЛС, добавить другой препарат)
Врач принимает решение сообщить о НПР Врач принимает решение сообщить о НПР Должен найти, куда сообщить Должен решить, что именно сообщать Часто врач решает не тратить силы на сообщение
Формальные причины Не распознают НПР Знают о них все (не считают чем-то особенным) Нет времени сообщать Не знают куда/как сообщать Не уверены, о чем сообщать
Важно проводить планомерную разъяснительную работу с врачами
Что важно разъяснять: Информация о НПР является конфиденциальной Вывод о наличии достоверной связи НПР и лекарства не удается сделать сразу – вначале происходит накопление информации о подозрении на эту связь Сообщать стоит и о НПР, которые только подозреваются
Что содержит форма-извещение: Информация о больном (возраст, пол, этническая принадлежность, краткая история болезни) Информация о НПР (описание, результаты обследования пациента, время появления, лечение, исход) Информация о подозреваемом ЛС (название – торговое, международное, ингредиенты, производитель, доза, способ введения, время начала и окончания применения) Информация о всех других принимаемых препаратах (названия, дозы, пути введения, начало и конец терапии) Информация о факторах риска (нарушения функции органов, применение препарата в прошлом, наличие аллергии) Имя и адрес отправителя (для уточнения и верификации сообщения)
О чем сообщать: Все эффекты новых препаратов (5 лет после регистрации) Неизвестные и неожиданные эффекты «старых» препаратов Серьезные НПР на все препараты (летальные исходы, жизнеугрожающие состояния, влекущие за собой инвалидизацию больного, потерю трудоспособности или требующие госпитализации, врожденные аномалии и злокачественные опухоли) Результаты наблюдений, в которых четко доказано, что препарат вызывает НПР Неожиданные терапевтические эффекты
В РФ необходимость информирования о НПР подкреплена законом Сообщать «…обо всех случаях побочного действия ЛС и об особенностях взаимодействия ЛС с другими препаратами, которые не соответствуют сведениям о ЛС, содержащимся в инструкциях по их применению» «за несообщение или сокрытие сведений … лица, которым они стали известны по роду их профессиональной деятельности, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность» Закон «О лекарственных средствах», ст.43, 1998г.
Способы повышения мотивации врачей Уведомление отправителя сообщения о получении от него информации о НПР Предоставление информации о НПР отправителю сообщения в виде бюллетеней, содержащих данные по данной проблеме Проведение встреч со специалистами в области НПР Регулярное предоставление врачам информации о новых НПР
Письмо «Уважаемый доктор!» Традиционная форма массового уведомления врачей о новых НПР Распространяется службой мониторинга НПР, регулирующими органами или фармкомпаниями
Эффект информированности
Уведомительные письма («Уважаемый доктор!») Дороги и трудоемки Не всегда способны изменить практику назначений ЛС
Базы данных Генерируются в процессе обработки поступающих сообщений Отражают актуальные проблемы Доступны для разностороннего статистического анализа Данные доступны в момент запроса Дешевле Менее трудоемкий способ информирования
Лекарственные информационные центры Вопросы от врачей о конкретных клинических случаях применения ЛС, включая подозрения на НПР Анализ ВСЕЙ опубликованной литературы Обсуждение на «круглом столе» коллективом службы, при участии профессоров, врачей-клинических фармакологов и аспирантов Формирование официального ответа Кодирование информации Размещение информации в базе данных и/или перенаправление в базы данных службы мониторинга НПР
Взаимосвязь служб информационной поддержки и фармаконадзора
Электронные системы помощи в принятии врачебных решений Различные регистры (списки лекарств, диагностические коды) Информационные базы данных (рекомендации по лекарственной терапии, взаимодействия, применение ЛС при нарушении функции почек, ЛС при беременности и лактации…) Алгоритмы и правила (навязчивые или ненавязчивые системы напоминания) Интеграция в электронную историю болезни (прямой доступ к информации о пациенте)
Электронные системы помощи в принятии врачебных решений Упрощают доступ к информации Увеличивают безопасность медикаментозной терапии Уменьшают количество ошибок Увеличивают качество лечения Накапливают информацию для дальнейшего анализа
Возможности функционирования При вводе ЛС можно получить информацию о взаимодействиях с другими назначенными ЛС «почечная кнопка» - при вводе данных в соответствующие поля считает скорость клубочковой фильтрации и цветом обозначает, дозу каких ЛС необходимо корректировать Системы напоминания о необходимых анализах/предосторожностях (по запросу или автоматические)
Процесс поддержания системы требует Стандартизированный поиск литературы Стандартизированное оформление текста Совместная подготовка и анализ информации специалистами Использование международных кодов ЛС, заболеваний и прочей информации Регулярное обновление информации ( 4 раза в год) Поддержание веб-обслуживания
недостатки Дороговизна Трудоемкость Недоступность компьютерных систем в больницах Отсутствие квалифицированного департамента технического обслуживания Отсутствие навыков работы с компьютерной информацией у врачей
В условиях растущего объема информации – вопрос ближайшего будущего
Благодарю за внимание!