Муниципальное общеобразовательное учреждение«Абазинская средняя общеобразовательная школа №50» Тема работы:Тайны устного счёта. Секция: математики Информационно - поисковый проектученицы 6 «А» класса, Распутиной Анастасии
Цель моей работы – найти способы устных вычислений, для повышения вычислительной культуры и развития интереса к урокам математики. Задачи: Найти и изучить материал по данной теме «Тайны устного счёта»;Выделить основные способы, которых легко можно использовать на уроках, сделать выводы, по использованию данных видов устных вычислений;Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Немного истории…
Система счёта.
Способы сложения. Проще складывать числа по разрядам: отдельно сложив десятки и единицы, а потом сложив эти две суммы.Примеры к первому способу поразрядного сложения:28+84+67+31= (20+80+60+30)+(8+4+7+1)=190+20= 21091+46+29+24= (90+40+20+20)+(1+6+9+4)=170+20=190
Способ вычитания. Вычитание путём уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого.67 - 48=(68 - 48) -1=20 - 1=19453 - 316=(453 - 313) - 3=140 - 3=137343 - 24= (344 - 24) - 1=320 - 1=319648 - 329= (649 - 329) - 1=320 - 1=319
Умножение и деление на 5, 50, 500 и т. д. Например: 50 = 100 : 2 и т.д. 54 5 =(54 10) : 2 = 540 : 2 = 270 54 5 = (54 : 2) 10 = 27010800 : 50 = 10800 : 100 2 =21610800 : 50 = 10800 2:100 =216
Умножение двузначных чисел, меньших, чем 20. К одному из чисел надо прибавить количество единиц другого, эту сумму умножить на 10 и прибавить к ней произведение единиц данных чисел: 18 16 = (18 + 6) 10 + 8 6 = 240 + 48 = 288. Описанным способом можно умножать двузначные числа, меньшие 20, а также числа, в которых одинаковое количество десятков: 23 24 = (23 + 4) 20 + 4 6 = 27 20 +12 = 540 + 12 = 562.
Умножение двузначного числа на 101 . Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. Умножение закончено. Пример: 57 101 = 5757 57 → 5757
Умножение числа на 11 Следует "раздвинуть" цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд. Пример:34 11 = 374, так как 3 + 4 = 7, семерку помещаем между тройкой и четверкой68 11 = 748, так как 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой
Умножение на 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99. Чтобы двузначное число умножить 22,33, …,99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11. Выполнить умножение сначала на однозначное число, а потом на 11:15 33 = 15 3 11= 45 11 = 49523 66 = 23 6 11= 138 11= 1518
Умножение на 37. При умножении числа на 37, если данное число кратно 3, его делят на 3 и умножают на 111.27 37=(27 : 3) (37 3) = 9 111= 999Если же данное число не кратно 3, то из произведения вычитают 37 или к произведению прибавляют 37.23 37 = (24 - 1) 37 = (24 : 3) (37 3) – 37 = 888 – 37 = 851.
Возведение в квадрат числа, оканчивающееся на 5. Число десятков умножаем на следующее число десятков и прибавляем 25.15 15 = 225 = 10 20 + 25 (или 1 2 и приписываем справа 25)35 35 =30 40 +25 = 1225(3 4 и приписываем справа 25)65 65 = 60 70+25 = 4225(6 7 и приписываем справа 25)
Таблица умножения на 9
Теперь попробуем решить примеры 9 х 5 = 45 Чтобы решить это на пальцах, вы только должны посмотреть, сколько пальцев от 5-го пальца налево и сколько направо: налево 4 пальца – это 4 десятка, направо 5 – это 5 единиц, значит, ответ будет 45.
Секреты таблицы умножения числа 5. 5 *2 = 105 * 3 = 155 *4 = 205 * 5 = 255* 6 = 305 * 7 = 355* 8 = 405 * 9 = 45 Мои наблюдения:1. Произведения заканчиваются цифрами 5 или 0.2. Если второй множитель четный, то произведения заканчиваются на 0.3. Если второй множитель нечетный, то произведения заканчиваются цифрой 5.4. А цифра в разряде десятков может быть получена представлением второго множителя в виде суммы одинаковых чисел, одно из которых берем в десяток, если есть остаток, его надо отбросить.
Заключение: В результате проделанной работы я выполнила следующие задачи:Изучила литературу по данному вопросу.Научилась использовать описанные способы.Выступила перед своими одноклассниками и ознакомила их с приемами быстрого умножения.В перспективе на будушее я планирую продолжить работу с числами, так как в нашей жизни, числа играю важную роль.
Спасибо за внимание!