ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ(Соответствующие случаи деления)
Табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления, учащиеся должны усвоить на уровне навыка. Это сложный длительный процесс, в котором можно выделить два основных этапа.Первый этап связан с составлением таблиц.Второй этап связан с усвоением составленных таблиц, т.е их прочным запоминанием.
Последовательность составления таблиц и организация деятельности учеников, направленная на их усвоение, может быть различной.Например, сначала можно изучить смысл действий умножения и деления, переместительное свойство умножения, и после этого приступить к составлению таблиц умножения и соответствующих случаев деления.В этом случае таблица умножения и соответствующих случаев деления, например с числом 2 будет иметь такой вид:
При вычислении результатов в первом столбце учащиеся используют определение умножения, т.е заменяют произведение суммой одинаковых слагаемых и вычисляют результат. Значения произведения второго столбца они находят, пользуясь переместительным свойством умножения. Результаты деления в 3-ем и 4-ом столбце находятся с помощью правила:Если значение произведения разделить на один множитель, то получим другой множитель.
Задание:Составьте таблицы умножения и соответствующих случаев деления с числами 7,8.9. Сколько табличного умножения содержит каждая из этих таблиц?Составление таблиц вызывает у детей ряд трудностей, которые необходимо учитывать при изучении данной темы:1. Не все дети, в силу своих индивидуальных способностей, могут освоить на уровне навыка первый столбец каждой таблицы. Это создает трудности для запоминания 2-ого, 3-ого и 4-ого столбцов.
2. Не все дети могут выполнить операции связанные с переместительным свойством умножения и правила о взаимосвязи множителей и произведения.3. Не все дети осознают связь между составленными таблицами.4. Каждая таблица умножения (деления),имеет большой объем, поэтому установка на запоминание всех столбцов каждой таблицы оказывается неэффективной.Задача методики состоит в том , чтобы найти такие способы организации деятельности учащихся, которые позволили бы учесть или устранить названные трудности, создав условия, для эффективного формирования табличных навыков умножения и деления.
Один из возможных путей решения этой проблем- распределить во времени составление таблиц умножения и сделать установку на их запоминание.Например, после усвоение учениками смысла умножения составить только первый столбец таблицы умножения с числом 2 и дать установку на его запоминание. Затем, познакомив детей с переместительным свойством умножения, составить второй столбец.В этот период дети рассматривают такие вопросы как:
Возможен и другой вариант усвоения таблицы умножения (деления).К примеру, сначала составляется и усваивается, только таблица умножения, а со смыслом деления дети знакомятся после того, как рассмотрены все случаи табличного умножения.Рассмотрим один из возможных вариантов, усвоения табличного умножения, в котором составление таблицы начинается со случаев умножения числа 9.
Задание № 1В огороде 6 грядок. С пяти грядок мама собрала по 9 огурцов, а с одной 8. Сколько всего огурцов она собрала?Выпиши в тетрадь выражения, которые могут быть решением этой задачи:9+9+9+9+9+9+8 9*69+9+9+9+9+8 9*5+99*4+9+8 9*6-1Значение какого выражения тебе легче вычислить, чтобы ответить на вопрос задачи?
Задание № 2Поставь знаки <,>,= так, чтобы получились верные записи:9*3 9+9+99*4 9+9+9+99*2 9*39*4 9*39*4-9 9*39*5+9 9*4Задание № 3Можно ли утверждать, что значения выражений в каждом столбце одинаковы?9*7+9 9*7+189*6+18 9*99*(5+3) (15-6)*99*8 9*5+9+9+9+9
Случаи табличного умножения числа 8 усваиваются учащимися в процессе изучения переместительного свойства умножения и понятия «увеличить в несколько раз». Для этого предлагаются следующие задания:Задание № 1Не выполняя вычислений, вставь в «окошки» знаки <,>,= так чтобы получились верные записи:8*3 3+3+3+3+3+3+38*6 6+6+6+6+6+6+6+68*6 8*58*9 8*78*4 8+8+8+8+88*5 5*8
Задание № 2 Разгадай правила, по которым записаны ряды чисел, и продолжи каждый ряд. Чем похожи и чем отличаются числовые ряды?16,24,32, …8*2, 8*3, 8*4, ...2*8, 3*8, 4*8, …Знакомство с переместительным свойством умножения и его использование при составлении таблиц умножения сокращает объем каждой следующей таблицы.После составления и усвоения таблицы умножения школьники знакомятся с сочетательным свойством умножения и с правилом умножения числа на 10.
Задание № 1Используя переместительное и сочетательное свойство умножения, запиши каждое выражение в виде произведения двух чисел.А) 6* 10*6 Б) 10*7*7 В) 8*10*8 4* 2*10 6* 3*10 3*7*10 5*10 *4 6*10 *5 4*10*4 Задание № 2Верно ли утверждение, что значение выражений в каждом столбце одинаковы?4*70 7*90 8*204*(7*10) 7*(9*10) 8*(2*10)(4*7)*10 (7*9)*10 (8*2)*10
Для проверки сформированности навыков табличного умножения используется таблица:
Использование приемов умственной деятельности при выполнении вышеприведенных упражнений активизирует смысловую память учащихся, что создает условия для запоминания табличных случаев.