Муниципальное общеобразовательное учреждение«Рыбинская средняя общеобразовательная школа»Каменского района Алтайского края Земля, дом, семья в прозе сибирских писателейВыполнила:Выдра Зинаида, ученица 9 классаРуководитель:Селиверстова ЕкатеринаФедоровна,учитель русского языка, литературы
«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».
Цель: показать взаимосвязь понятий «дом», «земля», «семья» в произведениях сибирских писателей.
Задачи:проанализировать литературу по данной теме;получить представление о личности писателя (В.Г. Распутин, Г.Д.Гребенщиков, И.Ф.Юровский), его основных вехах биографии;познакомиться с основными характерными чертами стилей писателей;выявить систему взаимосвязи понятий «дом», «земля», «семья».
Гребенщиков Георгий Дмитриевич полях Юровский Игорь Федорович«Сестра приехала»(рассказ)Распутин Валентин Григорьевич«Прощание с Матёрой»(повесть)
«В полях»(рассказ)«Сестра приехала»(рассказ)«Прощание с Матёрой»(повесть)
Гребенщиков Георгий ДмитриевичЮровский Игорь ФедоровичРаспутин Валентин Григорьевич«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».
В сельской местности: участок земли при доме. Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза.
У настоящего дома (избы) «свои собственные, стародавние имена, от которых пошли другие слова,…был бы дом, и не было бы того, чтобы человеческое жилье ставили на слепые глаза!»«Все попрятались в тёплую избу», «зашумел самовар в кути», «Даниловна начинает месить тесто».
Тяжело давалось ей эта побелка, но «перепоручать эту работу никому нельзя: «… тут нужны собственные руки, как при похоронах матери облегчение дают собственные, а не заемные слезы». «Ноги её «совсем не ходили, руки не шевелились, раздирала страшная головная боль. «… значит к её собственным слабым силёнкам какое-то отдельное и особое дополнение ради этой работыДарья «Прощание с Матерой»
«достала старенький половник», «вернула на прежнее место… с ласковым приговором: «Тебе ли, родненький, в город ехать, жизню менять?.. дома оставайся. Тебе уж не мы с Егором нужны, тебе чтоб под своим порогом находиться… никто тут тебя не тронет…». Затем «она стала наговаривать чуть не всему, к чему прикасалась. Долго держалась Настасья: « «Ниче, ниче», - стоя в рост в лодке и обирая руками слезы, бормотала Настасья. И вдруг, как надломившись, упала на узлы и завывала». Настасья «Прощание с Матерой»
Автор и герои всегда называют только изба. Изба (С. И. Ожегов)- это «крестьянская изба». Слово «крестьянин», образовалось от слова «христианин», которое означает «Христос». Возможно, крестьяне - это люди, которые близки к богу, так как находятся в единении с природой, свято чтут веру. Таким образом, жизнь в избе или усадьбе неразрывно связана с жизнью и работой на земле. Слово «дом» в переводе с греческого означает «строение». Складывается впечатление, что это строение не имеет жилого духа, Хозяина. Наше предположение подтверждает статья из словаря Ожегова: 1.Жилое здание, строение. 4.Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Так можно сказать, скорее всего, когда, « чужой дядя» строил; «… в квартиру теперь надо говорить, не в дом…», - сам себя поправляет Павел. («Прощание с Матёрой»)Всегда есть дом, в котором любят и ждут.(Изба Трофима - «В полях»)Нет дома. Сами от него отказываются. (Н-р, Пётр из «Прощании с матёрой»)Символ крепкой семьи, рода. (Архип, глядя на тополь: «А ведь он – корень целого куста, и самой молодой веткою является четырёхлеток Тимка…». «В полях»)Губят своими руками, тем самым разрывая внутриродовые отношения. («Чужие» сначала пытаются срубить «царский листвень», затем - сжечь. «Прощание с Матёрой».)Дерево – средство обогащения. (Пётр и Софья. Яблоневый сад. «Сестра приехала».)Стихия через воздействие на дерево предупреждает людей о беде. (Тополь (попала гроза – начал сохнуть) – смерть Архипа. «В полях».)
«Из веку почитали в доме трёх хозяев - самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар». «Не спрашивая у Настасьи, Дарья взяла её стакан, плеснула в него из заварника и подставила под самовар…. Потом Дарья налила Симе и добавила себе…» «Настасья! Иди чай пить, Богодул пришёл! Гаркни там Татьяну, пущай тоже идёт», - скомандовала Дарья, торопясь ставить самовар». «Богодул что-то недовольно буркнул и затих, ожидая, когда заговорит Дарья». «Прощание с Матерой»
КругОгонь«Заря уже потухла, когда все тесным кружком уселись вокруг черного котелка, прямо на притоптанном жнивье полосы.»(«В полях»)
плодородие, размножение, достаток;оберег
Буквально на глазах, несмотря на тяжёлую работу, «молодели…немолодые уже бабы….Гомонили, играли, дурили, как маленькие». И пыл этот не проходил: «И, приступая опять к работе, приходили в себя, говорили: «Ну, совсем обезумели бабы, дорвались до Матёры. Она, поди-ка, и не верит, что это мы», но «в следующий роздых с удовольствием безумели снова». «Прощание с Матерой»
«…бросались друг к другу двое, не видевшиеся уже много лет, успевшие уже и потерять, забыть друг друга, и, встретившись, найдясь, обнялись среди улицы, вскрикивали и рыдали до опустошения, до того, что отказывали ноги». «Прощание с Матерой»
Увидев это, Анисья громко закричала: «Ишь, вот как работают!.. Ах, вы, штобы вас совсем!..- и смеялась полным здоровья и задорной радости молодым смехом». «В полях»«Молодуха Федосья сдерживала Игнаткин задор, прося его поумерить свой пыл: «Помаленьку! Не гони, а то лошадь упадет, изувечится… Помаленьку».
Тимка и дедушкаТрофим «Вот молодец, Тимша. Ступай сюда - бери скорее грабли, помогай…». «Ступай скорее, пособляй им, а то, ишь они все капаются там…». «В полях»Рано утром, по первому снегу, дед и Тимка вышли на улицу, Трофим смастерил лопатку «и встретил его с веселой улыбкой:«Во - от ядрено - зелено, мы тут два таких молодца, как начнем грести- живо все с тобой управим!... и, подгоняя торопившегося в снег Тимку, крикнул:«Удалей!..Вот так его, Христову рубашку!..»». «В полях»
Игнатка (Игнашка), Тимка (Тимша, Тимонька,Тимошка); Трофима называли только «дедушкой» («В полях»); Маришка («Сестра приехала»); Тятя («В полях»). Даниловна – старейшая из женщин, но дело не в возрасте: автор отмечает, что она «домовитая, хлопотливая». (Домовитая (словарь Ушакова Д.Н.) - хозяйственная, заботливо относящаяся к своему хозяйству) («В полях»)
Дарья («Прощание с Матерой») – из древне – персидского - «обладающая добром», «благой»: люди тянутся к этой женщине. «…Дарья ничем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надёжней». Все важные монологи, диалоги происходят в доме этой пожилой женщины. Архип («В полях») с греческого - «повелевающий лошадью». Он был настоящим хозяином. Семья живет зажиточно: имеет свою пасеку, в страду нанимает работника. Даже после смерти в доме Архипа собралось много людей, а это значит, что он был уважаемым человеком. Мария ( «Сестра приехала») - «любимая», «желанная». К этой женщине проникся любовью сам автор: Марию он называет только полным именем.
Пётр в переводе с греческого - «камень»: ух - словообразующая единица, образующая стилистически сниженные синонимы имён существительных - личных и нарицательных, от которых они образованы Люди из Академии наук «Петрухину избу выделили и отметили»: кружева её оконных наличников редкой и тонкой работы, какая интересная роспись на заборах, какие в ней полати, «из каких она сложена брёвен. Теперь жестяная пластинка гласила: «Памятник деревянного зодчества. Собственность Ак. Наук». «Прощание с Матерой»
Петруха буквально силой заставил мать «перевозиться», хотя « перевозить было особенно нечего»- «не сегодня- завтра нагрянет за избой музей». В том, что сам мог сгореть, Петруха «так уверился», что, «рассказывая, добивался у себя слезы и дрожи в голосе - того, что требовалось для правды». Выбежал из избы в сапогах - «обуться все-таки успел старательно», прихватил гармошку. «Прощание с Матерой»
Как похож сейчас был Петруха на тех « чужих», которые надругались над Матёрой, Подмогой. Ходил Петруха под тёмными силами. Даже сама мать стенала: «Ну, бесовый! Ну, бесовый! Как знала!» «От него. Как от чумного, отодвигались…». «Или он опьянел от пожара, или с вечера ещё не просох окончательно, но казался…нетрезвым и пошатывался; лохматый и грязный, ...в майке, одна лямка которой сползла с плеча, и в сапогах…». «Прощание с Матерой»
Матёринцы «стояли заворожённые и подавленные страшной силой огня», лица «казались слепленными, восковыми». Все смотрели, как умирает изба («скорбные лица», «в мёртвом раздумье уставились на огонь», «жуткое…молчание людей»).Люди отвергли Петруху: « По какому-то точно наущению они оглянулись на Петруху…, задержали глаза. Как он? Что он делает? Что испытывает теперь?» Катерина, прибежав, заголосила, протянула руки к горящей избе. Люди понимали: «имеет право кричать,… пожалели…», она «подняла глаза и не убирала их больше с того, что с малых лет было её долгом». Катерина просит у избы и предков прощения за своего нерадивого сына: «заплакала навзрыд, невидяще кланяясь поверженной избе…». «Прощание с Матерой»
«На сегодня хватит!» - говорит Петр жене. В ее ответе звучит не только категоричность, но и явная угроза: «Я тебе дам – хватит! Три литра сделал и уже хватит?». Петр, очевидно, к такой с ним манере обращения жены привык: «Четыре получилось, - уточнил Петр». А во время дождя Татьяна кричит мужу «ласково»: «Иди – поушибает. Кому говорю – иди сюда!».«Сестра приехала»
Петра жена успокоила: «Все равно до субботы погниют. Пусть берет». Татьяна «Сестра приехала»Сначала он все пытался перевести в шутку (не мог открыто признаться, что ему жалко яблок (это от тридцати – то деревьев!): «Другой раз, сеструха, с мешком не приезжай. С мешком – за картошкой ездят». Петр «Сестра приехала»
Употребление пренебрежительных суффиксов (Петруха, Васька). Отрицательные клички («Прощание с Матерой»: Воронцов этимологически связано со словом вороненый, то есть «покрытый чернью». Чернь- то же, что и простонародье, черный народ. Невежественная, некультурная среда, толпа. Черный - мрачный, тяжелый, безотрадный. Горестный, трудный, связанный с какими-нибудь невзгодами. Преступный, злой, дурной.). Главным героям не даёт имён. (В рассказе «Сестра приехала» имени матери Петра и Марии так и не узнаём даже в финале произведения.).
Человек, живущий в дисгармонии (отсутствует связь с одним из понятий, соответственно, и с другими нарушена тоже)
«В полях»(рассказ)«Сестра приехала»(рассказ)«Прощание с Матёрой»(повесть)Символ Мироздания; связь поколений; мост между прошлым и будущим
Дополнительный результатСловарь для широкого применения;биографический банк о сибирских писателей ( для работы педагога, ученика);использование в качестве методических наработок к урокам;материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (уровень С: например, в качестве одного из доказательств, взятых из классической литературы);
Дальнейшие перспективыСоздание банка биографических справок о сибирских писателей (как в печатном, так и в электронном виде) разместить в доступном для ознакомления месте;составление сценария о творчестве, произведениях данных писателей (с использованием ИКТ и других технических средств) проведение мероприятия в рамках школы; познакомить одноклассников с содержательной частью исследовательской работы; провести интервьюирование семьи- старожилов нашего села с целью: узнать, как удалось сохранить теплые взаимоотношения, как на это повлиял труд, семейные традиции, отношение к дому оформление материала в электронном и печатном виде предоставление материала в школьный музей отправить жизнеописание семьи в местную газету.
«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».