Образ матери в русской литературе. Я верю, что женщина – чудо такое,Какого на Млечном пути не сыскать,И если «любовь» - это слово святое,То трижды священное – «женщина – мать»
Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, – это произведения о матери.
Что может быть на свете священнее имени матери!.. - Человек, только-только начинающий лопотать, неуверенно складывает по слогам «ма-ма». - Почерневший от бессонной работы хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»-- - Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Цель нашей исследовательской работы: проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины-матери. Своё исследование мы начали с устного народного творчества, затем обратились к произведениям XIX века (Некрасову Николаю Алексеевичу), XX века (Анне Андреевне Ахматовой, поэма «Реквием»; Василию Гроссману, роман «Жизнь и судьба»; Виталию Закруткину, повесть «Матерь Человеческая»).
В печатной литературе образ матери долгое время оставался в тени. Причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям брали не только гувернёров, но и кормилиц. Дети дворянского сословия были отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин.
Мать… Самый дорогой и близкий человек. Мать – наш ангел – хранитель. По- настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях («В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Кому на Руси жить хорошо»…)
Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».Им не забыть своих детей,Погибших на кровавой ниве,Как не поднять плакучей ивеСвоих поникнувших ветвей.
Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.
Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма.Е. Кошевая «Повесть о сыне», Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»… Да разве об этом расскажешь – В какие ты годы жила!Какая безмерная тяжестьНа женские плечи легла!(М. Исаковский).
Наши матери не только теряли своих сыновей, но они сами гибли в фашистских концлагерях. В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах.Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!
Как героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины звучит повесть Виталия Закруткина «Матерь Человеческая». В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Поэт, вспоминая историю простой русской женщины Марии думал: «Настанет время, когда воздвигнут благодарные люди величественный монумент Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».
Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!