Образ дома в произведенияхрусских писателей
Цели:- воспитывать нравственные качества: любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки, осознание ценности связи с домом, с родными, уважительное отношение к мнению других людей.- обучать аналитическому чтению текста художественного произведения, умению сравнивать, критически мыслить, делать самостоятельные выводы из прочитанного, умению работать в группах.
Формы работы на уроке:- работа с текстами художественного произведения;- дискуссия;- ответы, заранее подготовленные дома;- творческая работа в группах.
Ход урока.Ситуация вызова.- С чем у вас ассоциируется слово «дом»? Каждая группа записывает свои ответы, затем выносим их на доску. К этим словам обратимся в конце урока.Объявление темы урока. Вступительное слово учителя.Дом… Что значит это слово для каждого из нас? Что вкладывали в это понятие наши предки? Русские писатели? Давайте попробуем сегодня ответить на эти важные для каждого из нас вопросы, ведь вся жизнь человека связана с домом. Согласны ли вы с тем, что дом в определенном смысле является частью и продолжением своего хозяина? Наши предки осознавали себя частью большого рода, а дом был единой его оболочкой. Еще в наши дни слово «дом» может означать «род»( «Дом Романовых» означает российскую императорскую семью). В древнейшие времена люди считали, что, строя общий дом (деревню, город), они творят маленький мир по примеру Бога, создавшего вселенную. Дом в русской культуре, в русской литературе – одна из ключевых клеточек понимания мира и человека. Во всех произведениях русской литературы мы обнаруживаем заинтересованное внимание к дому как образу русского мира и человека в нем. Российская литература рассматривает дом как ключ к характеру, к судьбе человека.
Переход к основной части урока.Проверка заданий, подготовленных учащимися дома.Учитель:В этом году мы познакомились с пьесой Д.И.Фонвизина «Недоросль» и обратили внимание на некоторые сходства с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Каждая группа проанализировала, в чем состоят эти сходства и чем отличаются герои, жизненный уклад семей, изображенных в этих произведениях.
Ответы учащихся:Сходство в домашнем укладе. Семьи владеют крепостными. У Митрофана нянька Еремеевна, Савельич – дядька Петра Гринева.Учителя, которых наняли для детей, необразованны, неспособны научить детей чему-то путному. И Митрофан, и Петр мало задумываются о будущем. Различия: В семье Простаковых нет понятия о чести. А в семье Гриневых? Поэтому Митрофан, в отличие от Петра Гринева, вряд ли способен на честные поступки. Петр же прошел с честью через испытания. Учитель: Сделайте вывод о связи судьбы человека с тем воспитанием, которое он получил дома, с атмосферой в семье. Учитель: Каждая группа выбрала произведения, в которых описывается семейная атмосфера, обстановка в доме. Поделитесь своими наблюдениями, сделайте выводы.
Выступления от групп по заранее предложенным планам.1 группа .«Капитанская дочка».Вопросы:- Опишите дом Петра Гринева.- Какую роль в судьбе героя сыграл отец?- Чем схожи семьи Гриневых и Мироновых?Вариант ответа.Повесть эту читали в 8 классе. Дом, семья – это то, что закладывает в человеке такие качества, о которых мы сами порой и не подозреваем. Так и Петр по пути на службу совершает ошибки, немало он их наделал и в Белогорской крепости. Но самое важное – завет отца «беречь честь» - он пронесет через суровые испытания. Отец мог гордиться своим сыном: тот выстоял, когда Пугачев потребовал принять присягу, выстоял и на суде, когда сумел не втянуть в судебное разбирательство возлюбленную Машу Миронову. Все эти качества были заложены в доме отца и матери.2группа. «Станционный смотритель»Вопросы:-Проследите, как меняется дом С.Вырина в повести Пушкина.- Почему разрушен дом = семья С.Вырина?- Кто в этом виноват?
3 группа. «Евгений Онегин»Вопросы:- Кабинет Евгения Онегина, описанный в романе, – средство характеристики героя. Что узнаем нового о герое в его доме?- Каким увидела этот дом Татьяна?- Повлиял ли этот визит на ее судьбу?4 группа. «Мертвые души»Задания:- Проанализируйте главу, где описан дом Плюшкина.- Докажите, что судьба хозяина и его дома неразрывно связаны.- Ответьте на вопрос: Что говорит о жизни его жилище?Докажите, что образ дома символичен.
Заключительная часть урока.Учитель:Сделаем выводы о связи судьбы человека с его семьей, домом.- Каким должен быть, с вашей точки зрения, идеальный дом?Обращаемся к записи на доске, сделанной в начале урока.Дополняем новыми ответами.Заключительное слово учителя или чтение ответов об идеальном доме ( в зависимости от времени).Вариант заключительного слова. Семья влияет на формирование личности, характера. Именно в ней человек приобретает интеллект, свой нравственный образ, привычки и традиции. Если ребенок с детства окружен любовью, заботой, вниманием семьи, он пронесет этот оптимизм, доброту, человеколюбие через всю жизнь. Если же в семье процветает грубость, ханжество, неуважение к окружающим, человек будет либо надломленным и слабым, либо жестоким и эгоистичным. Думаю о значении семьи в жизни общества и прихожу к мысли о том, что, чем больше счастливых семей, тем более благополучным, счастливым оно будет. Научиться любить человека, все живое, уважать других людей, ценить жизнь можно только в полноценной семье.
Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:«Роль семьи в жизни человека», «Каким бы я хотел(а) видеть свой дом».
Из сочинений учащихся 9 «Б» класса Встречаю я родных, любимых,Родную маму,милый дом!Я вижу лапу кошки милой, Как будто машет мне рукой.Чусов МишаКогда я вырасту и у меня будет семья, я буду учиться на ошибках моей мамы. Постараюсь дать ребенку все должное и даже больше (по возможности). Я буду хозяйкой домашнего очага и постараюсь создать в доме такой уют, который будет притягивать людей. Я окружу свой дом любовью…Соловьева Аня