Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа и текста, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе.
Образовательные: формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли в идейно-образной структуре произведения. Формировать умение выявлять понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности сложных взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст. Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально. Развивать воображение, память, внимание обучающихся. Развивать умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать интеллектуальные способности детей. Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, формировать культуру совместной деятельности.
Тип урока: интеллектуальная игра Тип урока: интеллектуальная игра Методические приемы: Элементы анализа текста, самостоятельные индивидуальные наблюдения, рефлексия. Место урока в учебном плане: После изучения основных этапов биографии и творчества И.С.Тургенева и после экскурса в историю России 60-х годов XIX века. Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Подготовительная работа: Чтение текста романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Изучение жизни и творчества И.С.Тургенева «Цветок любимому писателю». Задание: агонистам предлагается написать эссе на тему «Цветок любимому писателю». Ответить, с каким цветком ассоциируется автор романа «Отцы и дети» и почему именно этот цветок дарите И.С.Тургеневу Экскурс в историю России 60-х годов XIX века Оборудование урока: Тексты произведений И.С.Тургенева; портрет И.С.Тургенева; «Русская литература XIX века» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в двух частях. А.Н.Архангельский и другие; предметы для задания «Бюро литературных находок»; музыкальное сопровождение.
Организационный момент. Организационный момент. Игра. I этап. Узнайте себя II этап. Из жизни И.С.Тургенева III этап. Геройный мир романа. «Я нужен России… Нет, видно не нужен». IV этап. Бюро литературных находок V этап. Подведение итогов VI этап. Домашнее задание
Участники-теоритики и агонисты знакомятся с правилами игры. Участники-теоритики и агонисты знакомятся с правилами игры. Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники». Розыгрыш дорожек – реализация Д/З «Цветок любимому писателю».
Агонистам предлагается определить литературного героя по его характерным особенностям (Е.В.Базаров, П.П.Кирсанов. А.С.Одинцова). Агонистам предлагается определить литературного героя по его характерным особенностям (Е.В.Базаров, П.П.Кирсанов. А.С.Одинцова). Найти среди предметов то, что имеет отношение именно к этому герою и перевоплотиться
Необходимо ответить на вопросы, связанные со знанием философской, нравственной и эстетической позиции И.С.Тургенева Необходимо ответить на вопросы, связанные со знанием философской, нравственной и эстетической позиции И.С.Тургенева
Сначала задаются вопросы, имеющие отношение к Е.В.Базарову, который проходит испытание спором, любовью и смертью. «Я нужен России… Нет, видно не нужен». Сначала задаются вопросы, имеющие отношение к Е.В.Базарову, который проходит испытание спором, любовью и смертью. «Я нужен России… Нет, видно не нужен». Затем - вопросы, имеющие отношение к П.П.Кирсанову, «старенькому романтику». Затем - вопросы, имеющие отношение к А.С.Одинцовой.
Агонистам, выступающим в роли конкретного литературного героя, необходимо выбрать предметы, имеющие отношение именно к нему. Агонистам, выступающим в роли конкретного литературного героя, необходимо выбрать предметы, имеющие отношение именно к нему. Портрет Суворова, водяной жук, зеленый чай, стакан горячего какао, кольцо со сфинксом, веер, письма. Определить, в какой момент сюжета появляется этот предмет.
Высокий ареопаг определяет победителя среди агонистов и теоретиков Высокий ареопаг определяет победителя среди агонистов и теоретиков Рефлексия
Домашнее задание (может быть на выбор обучающихся): Домашнее задание (может быть на выбор обучающихся): Отметить в тексте эпизоды: Базаров и Кирсановы, Базаров и Одинцова, Базаров и Фенечка, Базаров и родители. И/З. Смысл названия романа. Своеобразие романа. Сочинение-миниатюра «Устарела ли проблема «Отцов и детей» сегодня?»
Для учащихся: И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений; Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н.Архангельский «Русская литература XIX века. 10 класс». В 2-х частях. М. Дрофа 2009; Энциклопедия. «Русская литература». Т.9, ч.1, М. «Аванта+», 1998. Для учащихся: И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений; Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н.Архангельский «Русская литература XIX века. 10 класс». В 2-х частях. М. Дрофа 2009; Энциклопедия. «Русская литература». Т.9, ч.1, М. «Аванта+», 1998.
Для учителя: И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений; Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н.Архангельский «Русская литература XIX века. 10 класс». В 2-х частях. М. Дрофа 2009; Для учителя: И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений; Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н.Архангельский «Русская литература XIX века. 10 класс». В 2-х частях. М. Дрофа 2009; О.Монахова, М.Стишова. «Русская литература XIXв.» М., «Олма-пресс», 1999 (пособие для школьников и поступающих в вузы); «Я иду на урок литературы». 10 класс. Книга для учителя. М., «Первое сентября», 2000.