Вечер-портрет.Александр Вампилов. Разработкаучителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 4Илюхо Галины Валерьевны
"...Александр Вампилов - из тех редких имен и явлений в отечественной литературе (сюда я бы отнес еще Николая Рубцова), для которых громкие публичные слова как бы малы и "жмут". Они - другой меры. Прежде чем говорить о Вампилове, хочется помолчать - и над судьбой его, при жизни не баловавшей признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с его героями, стоящими в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья, потому что добро, свет, совесть и надежда там негромкие, неземные и убедительные".Валентин Распутин
ВАМПИЛОВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937–1972)Русский драматург, прозаик, публицист. Родился 19 августа 1937 в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей. В 1937 отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки Ангел (др. название «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964) и др.
Вампилова назвали Александром в честь Пушкина: это был год столетия со дня смерти поэта.
Родители Александра Вампилова Отец – Валентин Никитич – был выходцем из многодетной бурятской семьи, личностью яркой, человеком большой эрудиции, влюблённым в литературу. Анастасия Прокопьевна Копылова – мать Александра – была учителем математики, женщиной удивительной доброты. Ей, скромной русской женщине трудной судьбы, Валентин Распутин посвятил известный рассказ «Уроки французского»
Саша был спокойным и любознательным, любимцем братьев и сестры - младший ведь! Любил книги, особенно сказки, которые читала и рассказывала ему бабушка…
Николай Рубцов посвятил Александру Вампилову стихотворение:Я уплыву на пароходе, Потом поеду на подводе, Потом верхом, потом пешком, Пройду по волоку с мешком И буду жить в своем народе.
В нём было необыкновенно развито чувство товарищества. Для друзей он не жалел ни душевных сил, ни времени.
Студенческая жизнь была бурной и суматошной, но особое место в ней занимали книги и музыка.
Вампилов не только сам наслаждался художественным словом, он хотел приобщить к творчеству каждого. То он «подстрекал» друзей совместно сочинить какой-нибудь опус, то начинал репетировать любимый водевиль, то звал изобразить в натуре известную картину художника, чтобы запечатлеть её на фотографии.
Ненастными и долгими осенними вечерами Саня (так его называли друзья, так он всегда представлялся) пел под гитару Есенина: "Вечером тихим, вечером лунным...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Грубым дается радость...", "Вечер черные брови насупил...", "Выткался на озере алый свет зари...". А часто друзья пели под гитару самую любимую: Устал я жить в родном краю В тоске по гречневым просторам. Покинув хижину свою, Пойду бродягою и вором... Гитара в руках Сани чутко следовала содержанию стихов. Характер аккомпанемента менялся с каждой строфой - от размеренного чередования басов с аккордами до красочных арпеджированных переборов или упругого маршеобразного ритма.
Произведения писателя Во время учебы Вампилов написал комедию «Ярмарка» (др. название «Прощание в июне», 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога.
В 1967 Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии «Старший сын», в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.
Герой пьесы «Утиная охота» Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. «Утиная охота» стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов.
Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972 года.
По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.
Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем Александра Вампилова назван ТЮЗ.На месте гибели появился мемориальный камень...
Александр Вампилов снова во МХАТе Лет пятнадцать назад "Утиная охота" шла на большой мхатовской сцене. Олег Ефремов полагал, что Зилов (которого он сам и играл) - "боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов". И ставил спектакль как исповедь своего поколения. В августе 2007 года Александру Вампилову исполнилось бы 70 лет. Но режиссера Александра Марина, взявшегося за одну из лучших пьес драматурга, наверняка вдохновляла не только юбилейная дата. Возможно, хотелось высказаться о наболевшем. Например, о кризисе среднего возраста. Или о таланте, живущем невпопад со временем, о среде, которая "заела", об инертности и безверии. Мало ли над чем можно поразмышлять с "Утиной охотой"? О.Красько - Ирина и К.Хабенский - Зилов в сцене из спектакляФото Михаила Гутермана
По пьесам Вампилова сняты фильмы: «Старший сын», «Отпуск в сентябре» («Утиная охота»), «Валентина» («Прошлым летом в Чулимске»).
г.Иркутск. Памятник Вампилову.