Двоемирие в романе «Мастер и Маргарита»: свет и тьма. М. А. Булгаков
…так кто ж ты, наконец? - Я – часть твоей силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо Гёте. Фауст
Содержание Краткая биография М. А. Булгакова.История создания.Темные силы:Коровьев – Фагот;Азазелло;Бегемот;Воланд.4. Светлые силы: - Иешуа Га-Ноцри; - другие герои герои.5. Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.6. Список литературы.7. Тест.8. Аннотации рекомендуемой литературы.9. Буклет.
Биография 15 мая 1891 - Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье преподавателя Киевской Духовной Академии. 1907 - семья Булгаковых переезжает на Андреевский спуск, 13 (в будущем - место действия в романе "Белая гвардия", в пьесе "Дни Турбиных"). 1909 - Булгаков оканчивает Первую Александровскую гимназию и поступает в Киевский университет на медицинский факультет. 1913 - Женитьба Булгакова на Татьяне Николаевне Лаппа. 1916 - Булгаков оканчивает университет и начинает работать врачом - сначала в прифронтовых госпиталях, затем в Никольской земской больнице Смоленской губернии ("Записки юного врача"). 1917 - Начало работы над циклом "Записки юного врача". 1918 - Возвращение в Киев. Частная врачебная практика. 1919 - Приезд во Владикавказ. Булгаков оставляет медицину и занимается только журналистикой и литературной работой.
1921 - Приезд в Москву. Булгаковы несколько лет живут в квартире 50 дома 10 по Садовой ("нехорошая квартира" - Мастер и Маргарита). 1923 - Работа над романом "Белая гвардия". Повесть "Дьяволиада". 1924 - Развод с Т.Н. Лаппа и начало совместной жизни с Л. Е. Белозерской. Повесть "Роковые яйца". Публикация отрывков из "Белой гвардии". 1925 - Работа над повестью "Собачье сердце" и над пьесами "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".1926 - Премьеры "Дней Турбиных" (МХАТ) и "Зойкиной квартиры" (Театр им. Вахтангова). Обыск и конфискация рукописи "Собачьего сердца". 1928 - Работа над пьесой "Бег". Запрет пьес "Бег", "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира". 1929 - Начало работы над "Театральным романом" и над пьесой "Кабала святош" ("Мольер"). Спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара МХАТ. 1930 - Работы над инсценировкой "Мертвых душ" во МХАТе. Встреча с Е. С. Шиловской - будущей третьей женой Булгакова, главного прототипа Маргариты из романа "Мастер и Маргарита". Разговор по телефону со Сталиным.
1932 - Возобновление спектакля "Дни Турбиных" во МХАТе. Развод с Л. Е. Белозерской и брак с Е. С. Шиловской - Булгаковой. Работа над романом "Мастер и Маргарита". 1935 - Завершение работы над пьесой "Александр Пушкин". 1936 - Премьера и снятие после 7 представлений спектакля "Мольер" во МХАТе. Уход из МХАТа и начало работы Булгакова либреттистом в Большом театре. 1938 - Завершение рукописи романа "Мастер и Маргарита" и инсценировки "Дон Кихота". 1939 - Пьеса "Батум" и чтение полного текста "Мастер и Маргарита" друзьям. 1940 - Диктовка последних поправок к тексту "Мастера и Маргариты". 10 марта 1940 - Михаил Афанасьевич Булгаков умирает от нефросклероза. После кремации тела урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
История создания Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был напечатан только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник - будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта» и др.
Коровьев-Фагот Этот персонаж - старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора.
Вот его портрет: «…прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»; «…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные».
Азазелло Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.
В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Бегемот У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. Вот каким мы видим его впервые: «…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно - жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой».
В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
Гелла Гелла является членом свиты Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».
Воланд Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть... Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда. Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия — суда.
Воланд - тайна и загадка Сводки с описанием его давали противоречивые данные. А весь его портрет четко разделен на две половины: «…с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые», «брови черные, одна выше другой», разные глаза: «левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв», берет заломлен на одну сторону.
Иешуа Га-Ноцри Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» — это прежде всего человек, который находит нравственную, психологическую опору в себе самом и в своей истине, которой он остался верен до конца.
Ему не чуждо все человеческое, в том числе он испытывает чувство страха перед кентурионом Марком Крысобоем, ему свойственны робость, застенчивость.
И. Н. Крамской «Хохот»
Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд. За внешним противостоянием Воланда Иешуа ясно ощущается загадка, недоговоренность, нечто внутренне близкое той божественной силе, которой он на поверхности антагонистичен. Воланд в романе — и традиционный дьявол-искуситель, и в то же время символ возмездия, справедливости.
Список используемой литературы. Символика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарит».//Московский государственный педагогический университет им В.И. Ленина. – М., 1994.Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. — Локид, Миф; 2000. ISBN 5-320-00385-4. Барков А. Н. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение Георгий МЕЛИКЯНЦ «Страсти по „Мастеру“ К истории публикации романа Михаила Булгакова»
Аннотации рекомендуемой литературы. ►Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983.Популярный очерк жизни и творчества писателя. Содержит анализ основных произведений.►Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1986.Книга выходит за рамки, обозначенные в заголовке. Прослежена творческая история ряда пьес М. Булгакова. Проанализирован текст его инсценировки «Мертвых душ». Достаточно подробно рассмотрен «Театральный роман».►Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 28—82.Интересная, хотя и небесспорная, работа о системе образов и их прототипах в книге М. Булгакова. Впервые опубликована в журнале «Даугава» (1988. № 11—12;1989. № 1).►Агеносов В. В. «Трижды романтический мастер»: Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX—XX веков. М., 1995. Наряду с другими произведениями писателя анализируется главная книга М. Булгакова.