Урок: Синквейн по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Не верю в светильник под спудом. Рано или поздно, писатель все равно скажет то, что хочет сказать... М. Булгаков
Тип урока: Интегрированный урок (литература, искусство + иллюстрации и эпизоды фильма + документы биографии писателя). Форма урока:Читательская интерпретация произведения.
Цели учителя: Развитие критического мышления через чтение и письмо, способности резюмировать прочитанное;Излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах
Цели для учащихся: Учиться осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк!
Учитель: Синквейн – это пятистрочная строфа. В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк:1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Судя по вашим анкетам, вы почти все прочитали роман. Мы с вами смотрели важные эпизоды фильма режиссёра Бортко, рассматривали иллюстрации Нади Рушевой к роману.Конечно, каждый из вас воспринял роман, его героев по-своему. У каждого сложилась определенная точка зрения и своя интерпретация произведения, отношение к личности писателя.
Сегодня на уроках мы поучимся кратко, но ёмко проанализировать прочитанное, изложить сложные идеи романа, ваши чувства и представления в нескольких словах, используя всего 5 строк, СИНКВЕЙН, который является быстрым и эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.Попробуем для примера составить синквейн на очень знакомую тему: «ЛИЦЕЙ»(Учащимся предлагают различные варианты строк)…
Учитель: Мы много говорим о личности М. Булгакова, об особенности его художественного мира.Составим общими усилиями синквейн о М. Булгакове:М. БулгаковТерпеливый, СамозабвенныйПисать, Верить, ЛюбитьБлагородная завышенность требований к художнику, т.е. к себе самому.ГЕНИЙ (Ахматова)
II Урок: Творческая лаборатория. Учитель даёт тематику СИНКВЕЙНА по группам:I – я группаII - я группаIII - я группаМосква 30 – х Иешуа Понтийгодов Га Ноцри Пилат IV – я группаТворец(о Булгакове)
Результаты групповой работы: I – я группа: - Москва 30 – х (литературная);обывательская, пошлая;Доносят, предают, завидуют;Люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть.Бездарность.
Очень интересен ответ IV – ой группы:Творец.Настойчивый, замкнутый.Работать, страдать, любить.«Рукописи» настоящих творцов «не горят».Бессмертие.
Во II – ой группе в четвертой строке подчеркнуто основное в характере Иешуа Га Ноцри :«Он выразитель высшей нравственной истины: все люди добрые».А четвертая строка о Понтии Пилате звучала так:«Пилат сам судит себя более жестоко и сурово, чем судил его тот, кого он предал».Был предложен и такой вариант: «Власть без свободы!»
2. Обсуждение вариантов, оценка лучших, удачных, более образных СИНКВЕЙНОВ.3. Учитель подводит итоги.Лицеистам даются темы синквейнов для домашней работы:Мастер. Маргарита. Воланд. Черная магия.
Приложение: иллюстрации к роману Нади Рушевой:
Кадры из фильма режиссёра Бортко:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!