М. А. Булгаков Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита»
Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество
Что принесла любовь главным героям?Какую ответственность несет творец за свое произведение?Кого можно назвать настоящим писателем?На какие жертвы готов любящий человек?
Роль Маргариты в жизни Мастера
Роль Маргариты в жизни Мастера За мной, читатель! Кто сказал тебе, чтонет на свете настоящей, вернойлюбви?... За мной, читатель, … и я покажутебе такую любовь! По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви, в любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты.
Роль Маргариты в жизни Мастера Явившаяся как внезапное озарение, внезапно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая связь двух людей.Героиня романа «Мастер и Маргарита» предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию спасают Мастера.
Роман – смысл жизни Мастера Автор создает книгу, общество принимает или отвергает ее. Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество.В. ГюгоВесной Мастер встретил Маргариту. В августе роман о Понтии Пилате, ставший смыслом жизни Мастера, был закончен. Это было произведение, созданное в обстановке полной творческой свободы, и поэтому оно резко отличалось от других произведений того времени.
Роман – смысл жизни Мастера Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа и статьи под названиями «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец», он сдается. Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни. Образ Мастера позволяет М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому.
Роман – смысл жизни Мастера Мастер мог продолжить свою борьбу, или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры, и поэтому автор считает, что его герой не заслужил света. Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона.
Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество
МАССОЛИТ и Мастер - Помилуйте, это, в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Символом писателей – лакировщиков действительности – в романе является МАССОЛИТ. Это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру – РАПП. Члены МАССОЛИТА озабочены получением путевок, квартир, постоянными интригами, злобными разоблачениями, «перелыгинскими» дачами – всем, кроме искусства.
МАССОЛИТ и Мастер Но М. А. Булгаков, показывая мир «писателей» 20 – 30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было истинных писателей, преданных искусству слова, отдававших всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков относит Мастера. Среда членов МАССОЛИТА отталкивает Мастера, она не просто отвратительна ему. Именно эта организация коренным образом изменила его судьбу.
МАССОЛИТ и Мастер
МАССОЛИТ и Мастер Роман мастера, не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света. В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Возможность для творческой жизни он обретает лишь в потустороннем мире.
Самопожертвование Маргариты Страдальцы любви, я завидую вам.Знакомы вам язвы, знаком и бальзам!Саади Возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. И именно любовь Маргариты, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.
Самопожертвование Маргариты Героиня оказалась перед трудным выбором. Осознавая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы – так безгранична ее любовь к мастеру. «Я погибаю из-за любви», - говорит она. После бала Воланд испытывает Маргариту, предлагая сделать еще один выбор. И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, героиня просит не за себя, а за Фриду.
Самопожертвование Маргариты
Самопожертвование Маргариты Итак, образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие. Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.Маргарита действует по велению голоса сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души, и за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.
Самопожертвование Маргариты Возможно, это и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Для понимания самоотверженности Маргариты важно и то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера, ведь для нее самое главное – быть с ним, отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу.
Заключение
Заключение В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.
Литература Б у л г а к о в М. А. Пьесы. Романы. – М., 1991В мире мудрых мыслей. Сост. К а р и н С. Х. – М., 1962Л е о н о в а Г. Н., С т р а х о в а Л. Д. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Анализ текста. – М., 2000Ресурсы Интернета (www.bulgakov.ru, www.coolsoch.ru, www.bank.referatov.ru)С о к о л о в Б. В. Михаил Булгаков. – М., 1991Ч у д а к о в а М. О. Михаил Булгаков: эпоха и судьба художника. – М., 1991Я н о в с к а я Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1983