Урок-кроссворд, 6-9 классы«тайны поэтической строки» Автор работы:Зверева Лиана Юрьевна,учитель литературы,ГБОШИ АО«Школа-интернат одарённых детей им. А.П. Гужвина».г. Астрахань
Лирика – самый субъективный и эмоциональный род литературы. Лирика – род литературы, отражение жизни при помощи изображения состояний, мыслей, чувств и переживаний человека.Сфера описания лирики – внутренний мир.
Каковы особенности лирики? Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирики – внутренний мир человека; его мысли и чувства (движение и развитие).Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества. Жизнь представлена через переживания человека.Косвенное, переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план.Огромное значение играют образные возможности языка. Особая организация языка – стихотворная.
Итак, стихотворная речь отличается особой ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения. Стихосложение – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.
Разгадайте кроссворд! Цель - повторить ключевые понятия стихосложения, необходимые для анализа лирического произведения.Ответив на вопросы, в выделенных клетках вы сможете прочесть ключевое слово – фамилию одного из основателей силлабо-тонической системы стихосложения.
Во тьме ночной явилась буря;Сверкал на небе грозный луч;Гремели громы в чёрных тучах,И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин) 1. Как называется стих без рифмы?
Вот утро севера - сонливое, скупое -Лениво смотрится в окно волоковое;В печи трещит огонь - и серый дым ковромТихонько стелется над кровлею с коньком.(А. Фет) 2. Рифмовка со схемой ААВВ.
Еще одно | последнее сказанье... Дни поздней осени | бранят обыкновенно... Гляжу, как безумный, | на черную шаль... (Примеры из А. С. Пушкина). 3. Постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части и способствующий ещё большей её ритмической организации.
4. Повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных.
5. Особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма.
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,Тихохонько Медведя толк ногой, И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? Спой, светик, не стыдись! Недаром говорится, Что дело мастера боится». Медведь взревел – и подлинно запел; Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То не путем мяукал он котенком. По счастью, близко тут Журавль случился. Он костью чуть не подавился. (Центон из басен И.А. Крылова: «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль»). 6. Стихотворение, составленное из отрывков разных произведений одного или нескольких авторов.
Живя, умЕй всЕ пережить:Печаль, и радость, и тревогу.***ДА, гОре ей – и чем простосердечней,Тем кажется виновнее она… (Ф.И. Тютчев) 7. Стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
8. Поэтический оборот, употребление слов, фраз в переносном, образном смысле.
Савраска увяз в половине сугроба – Две пары промерзлых лаптей … (Н.А. Некрасов) 9. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге.
10. Сочинение стихотворений на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера.
Утро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые… (И.С. Тургенев) 11. Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге.
12. Прозвучало над ясной рекою,Прозвенело в померкшем лугу…Каким размером написаны строки?
13. Композиционный приём повторения стиха или ряда стихов в конце строфы.
14. Организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворения или его части.
15. Определить размер:Опять стою я над Невой,И снова, как в былые годы…
В ночной тиши сижу один. Давно уж за полночь. Не спится!.. Остыл и спит во тьме камин. Холодный чай. Перо.. Страница... Ночная тьма глядит в окно. Она лукаво обещает:"Вот-вот - и явится ОНО! Его ты жди! Не опоздает!"... Но нет!.. И чистый лист не тронут. И сон объял, как темный омут... Ему придти - не суждено!... (Вадим Цокуренко) 16. Стихотворение, в котором первые буквы строк составляют текст: слово, словосочетание, фразу.
Ночью как-то вольнее дышать мне, Как-то просторней... Даже в столице не тесно! Окна растворишь: Тихо и чутко Плывет прохладительный воздух. А небо? А месяц? О, этот месяц-волшебник! (А.А. Фет) 17. Стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в строках, нет повторяющихся единообразных строф, может не быть рифмы.
М.В. Ломоносов довёл до конца начатую В.К. Тредиаковским реформу русского стихосложения. До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение: в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. Ломоносов утвердил силлабо-тоническое стихосложение, в котором в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Прав ли исследователь? «Любой человек так или иначе понимает, что для действительного восприятия серьёзной музыки нужна определённая подготовка, что для этого необходимо как-то овладеть самим «языком» музыки. Но в то же время большинство людей полагает, что для восприятия поэзии никакой подготовки не требуется – достаточно просто уметь читать… Подобное представление ошибочно…». (В.В. Кожинов)
Гаврилова Е. Б. Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» [Текст] / Е. Б. Гаврилова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/571459/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.Дорожкина В. Т. Основы стихосложения – школьникам на уроках и во внеклассной работе [Текст] / В. Т. Дорожкина. – М. : АРКТИ, 2006Квятковский А. П. Поэтический словарь [Текст] / А.П. Квятковский. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2451.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke8/ke8-3812.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.Литературная энциклопедия: В 11 т. [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-0911.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь [Текст] / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2003.Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/tyutchev/critics/pig/pig-001-.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Режим доступа: http://slovar.lib.ru/dict.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.Справочник по стихосложению [Текст] / Режим доступа: http://rifma.com.ru/AZ-0.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.Стихосложение [Текст] / Режим доступа: http://stikhoplet.narod.ru/pr.html, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.Труды Ломоносова в области языка и литературы [Текст] / Режим доступа: http://lomonosovsvd.narod.ru/literatura.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
http://ckr-tiei.futuretoday.ru/images/uploads/companies/msfu/svoe_slovo.jpg – книга, перо;http://stat18.privet.ru/lr/0a2d1e414db6355514be88271289b13a – книга, листы, чашка;http://azblok.net/uploads/posts/2010-08/1281959240_1966.jpg – раскрытая книга, рука;http://img-fotki.yandex.ru/get/3211/a-m-a-d-e-y-a.1/0_5109_498d30a5_XL – книга, природа;http://www.stihi.ru/photos/stihoanalys.jpg – фон кроссворда;http://img-2005-07.photosight.ru/09/938719.jpg – листок, перо на чёрном фоне;http://www.bath.k12.va.us/WebPics/NewtonsApple.png – заливка выноски;http://www.kunstkamera.ru/images/floor/3_XIV_01b.jpg – М.В. Ломоносов;http://s50.radikal.ru/i128/1012/62/d6a219b2e3c1.png – свеча, свиток.http://www.superstyle.ru/pic/art_pics/0_91_9106_1180530187.jpg – стопка книг