Мотив окна в романе Л. Н. Толстого «Война и мир
Окно. Особенность человеческого жилища. Сколько-нибудь просторная комната без него немыслима.
Окно. Чудесная выдумка человека. С ним приходит в дом свет, летом — прохлада и ароматы цветов. А если что-то дурное захочет ворваться в наш дом, мы всегда можем закрыть окно.
Такая функция и связанные с ней достоинства данного предмета определяют и художественный образ окна
Из окна можно смотреть вдаль (следовательно, это символ будущего)
Толкователи сновидений утверждают, что видеть во сне открытое окно — к радости, веселью, гостям. Закрытое — к неуспеху, неуверенности
Перейдём к тексту романа. Нас будет интересовать, где окно упомянуто просто при описании помещения, где оно играет особую роль (и какую), где оно является центром эпизода. Приведём несколько примеров.
Эпизод "холостяцкая пирушка" (т. 1, ч. 1, гл. VI). "Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна" (курсив мой. — О.Р.). Долохов заключает с англичанином Стивенсоном пари (о том, что "выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами"). События этого эпизода позволяют нам судить о характере Долохова, выигравшего пари (он удачлив, бесстрашен и никого здесь не любит, но презирает), Анатоля ("ему хотелось сломать что-нибудь", и он разбил стекло; так в дальнейшем он разобьёт сердце и судьбу Наташи — ему "захочется" это сделать) и Пьера (в наивной и смешной отваге вскакивает на подоконник; он ещё не граф Безухов, он ещё не определился, он повторяет то, что ему понравилось в других). Долохов улыбается и потакает безумству Пьера. Даны первые намёки на досадное противостояние Пьера и Долохова из-за ненужной никому из них Элен. Долохов дразнит и подзадоривает Пьера
Эпизод с окном (т. 2, ч. 3, гл. И) в Отрадном. Князь Андрей отворяет ночью окно. Лунный свет — словно он давно "ждал" этого — ворвался в комнату. Вместе с ним влетают слова Наташи, и возникает новый поворот судьбы, связанный с ней. Весьма характерна вертикальная композиция предметного мира этого эпизода:
Окно Наташи выше окна князя Андрея. Она выше него в плане отношения к жизни, в плане веры в будущее и ожидания от будущего чего-то большого и значительного. Но и Андрей скоро поймёт нечто важное и на обратной дороге, взглянув на позеленевший дуб, скажет: "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год".
Упоминание окна (т. 3, ч. 2, гл. XXXVI). "В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков и как бы разбитой рамы..." Всё это послышалось при ранении (смертельном!) князя Андрея. Слово "окно" не употребляется, но "разбитая рама" — символ разбитой жизни
Упоминание окна (т. 3, ч. 3, гл. XXXI). Наташа узнала о ранении Андрея. Её отказ посмотреть в окно, как горит Москва, — это отказ смотреть в будущее Через некоторое время (через несколько абзацев) она сама отворит окно в своей комнате — она "готова к будущему"
Упоминание окна (т. 1, ч. 3, гл. XV) в сравнении: "Как будточерез растворённое окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухомв душную комнату, так пахнуло на невесёлый кутузовский штаб мо-лодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшейблестящей молодёжи". Это ещё раз подтверждает, что окно у Толстого несёт перемены.
Основное значение окна в «Войне и мире» — будущее, перемена, то есть резкая перемена в будущем. Это особенно заметно на судьбах Андрея, Наташи, Долохова, Сони, Марьи и (отчасти) Николая и Ильи Ростовых.
Благодарю за внимание