Стихотворный размер — Википедия http://rastu.by.ru/risunki2.htm http://i.i.ua/prikol/pic/2/5/251952_246689.jpg http://www.playcast.ru/uploads/work/271521.jpg http://fotki.yandex.ru/users/irina-furgal/view/104525/ http://samodelki.com.ua/node/2069 Используемые Интернет-ресурсы:
познакомиться с литературоведческими понятиями «Стихотворные размеры», «Рифма»
Стихотворные размеры
СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. МЕТР - соединение стоп одного вида в стихотворении. СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе (последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных). Понятие стопы, метра и стихотворного размера
Буря мглою небо кроет, Стопа стихотворный Метр размер Вихри снежные крутя… Понятие стопы, метра и стихотворного размера.
Алгоритм определения стихотворного размера: расставить ударение определить безударные гласные записать полученную схему определить размер
Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов. Бу ря мгло ю не бо кро ет Ви хри сне жные крутя … А.С. Пушкин
Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов. Мой дя дя са мых че стных пра вил… А.С. Пушкин
Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные. Ту чки небе сные, ве чные стра нники М.Ю.Лермонтов
Амфибрахий Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные. Не ве тер бушу ет над бо ром, Не с го р побежа ли ручьи … Н.А.Некрасов
Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные. О, весна без конца и без кра ю — Без конца и без кра ю мечта ! А.Блок
Практическая работа Определите стихотворные размеры Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Четырехстопный хорей А.С.Пушкин
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем, и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом. ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ А.С.Пушкин
Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу Не решусь ни на что намекнуть. ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ А.Фет
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому… К. Бальмонт
ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.. М.Ю.Лермонтов
Созвучие в окончании двух или нескольких слов. Виды рифм ПАРНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ
Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!" А.С. Пушкин
Практическая работа В приведенных примерах обозначьте способ рифмовки. В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далёких, чуждых стран. ПЕРЕКРЕСТНАЯ М.Ю.Лермонтов
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. ПАРНАЯ А.С. Пушкин
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. КОЛЬЦЕВАЯ М.Ю.Лермонтов