Лабораторные работы к учебнику БиологияУчебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школепод редакцией академика В. К. Шумного и профессора Г. М. ДымшицаМосква «Просвещение»2006
Лабораторная работа № 6 Тема. Строение клетки.Размеры клеток ивнутриклеточных структур. Цель. Изучить строение клетки и клеточных органоидов.Научиться измерять размеры клеточных структур на электронно-микроскопических фотографиях с помощью масштабной линейки.
Растительная клетка
Размеры клеток и клеточных структур
Митохондрии клетки животного
Размеры клеток и клеточных структур
Поперечный разрез жгутика
Размеры клеток и клеточных структур
Лабораторная работа № 9 Тема. Хромосомы млекопитающих. Кариотип.Цель. Познакомиться с морфологиейхромосом млекопитающих,сделать элементарное описание кариотипа,сравнить кариотипы близких видов.
Хомячок барабинский
Хомячок барабинский
Хомячок серыйХомячок забайкальский
ЧеловекHomo sapiens46хромосом48хромосомШимпанзеPan troglodites
Лабораторные работы №№ 19, 20 Темы. Геномные и хромосомные мутации.Кариотип человека.«Хромосомные болезни» человека. Цель. Ознакомиться с основными типами геномных ихромосомных мутаций у животных.Ознакомиться с кариотипом человекав норме и патологии.
Кариотип человека
Кариотип человека
Кариотип человека
Хромосомные мутации
Хромосомные мутации
Хромосомные мутации
Задача № 1В результате мутации в одном из белков термофильной бактерии, живущей в гидротермальном источнике, произошла замена аминокислоты цистеина на аминокислоту тирозин. Какие последствия для нее может иметь такое изменение?
Задача № 2При изучении растительных липидов обнаружили, что в составе масла одного из растений содержится около 40% пальмитиновой кислоты, а другого – 50% линоленовой кислоты.Какое из масел выделено из плодов пальмы,какое – из льняного семени?
Задача № 3Известна последовательность нуклеотидов одной цепи двух участков ДНК. …ААГАТТАЦАГТТТТАТАТТ…………………..АЦГЦЦАЦЦЦГТАЦЦГГЦТ…Который из этих участков будет быстрее денатурировать при повышении температуры?
Задача № 4 При определении нуклеотидного состава нуклеиновой кислоты одного из вирусов обнаружили, что в нее входит 24% урацила и 16% аденина. Что можно сказать о строении генома этого вируса?
Задача № 5Чем отличаются пептиды, закодированные в следующих участках иРНК? Какое свойство генетического кода они иллюстрируют?
Задача № 6Даны последовательности аминокислот участка определенного пептида у двух близких видов животных -Фен-Ала-Ала-Глу-Мет-Вал--Фен-Ала-Ала-Глу-Арг-Вал-Какие изменения в ДНК разделили эти два вида животных в ходе эволюции?
Задачи по генетике У мышей серия множественных аллелей обусловливает серую (А), черноогненную(at) (темная спина, яркожелтое брюшко) и черную (а) окраску шерсти. Аллелидоминируют в следующем порядке: A at a. При скрещивании серой и черной мыши потомки были серыми и черноогненными.Какого потомства можно ожидать при скрещивании двух черноогненных мышей из F1?Решение. Сначала следует определить генотипы мышей-родителей. Черная мышь– аа. Поскольку в потомстве серой мыши оказались черноогненные, она должна быть гетерозиготной – Аat. Аat × аа↓ 1 Аа : 1 ata
Задачи по генетике2. У супружеской пары родились два близнеца с одинаковым генотипомaaBbCCDdEeFf. Генотипы родителей – AaBbCcDDEeFf и AaBBCcddeeFF. Являются ли близнецы монозиготными?
Задачи по генетике3. Растения, гомозиготные по доминантному гену А, имеют цветки красногоцвета, рецессивные гомозиготы – белые цветы, а у гетерозиготных растенийцветы розовые. На клумбе 36% растений с красными цветами, 16% – с белыми и 48% – с розовыми. В каком соотношении вырастут растения с красными, белыми и розовыми цветами из семян, собранных с розовоцветковых растений? Частота аллеля А – р, а частота аллеля а – q. В соответствии с правиломХарди-Вайнберга частота генотипов в популяции:
Задачи по генетике
Задачи по генетике 3. Скрещивание короткохвостых кошек между собой всегда дает короткохвостых и длиннохвостых котят, причем длиннохвостых примерно вдвое меньше, чем короткохвостых. Ген сs определяет сиамскую окраску, этот аллель доминантен по отношению к аллелю альбинизма с. Скрещивание длиннохвостой сиамской кошки с короткохвостым сиамским котом дало двух котят – короткохвостого белого котика и длиннохвостую сиамскую кошечку. Какое будет потомство F2?
Задачи по генетике4. У дрозофилы ген Сurly обуславливает загнутые крылья, ген St – укороченные щетинки. Скрещивание мух с загнутыми крыльями и укороченными щетинками между собой дает расщепление 4 загнутых укороченных : 2 загнутых неукороченных : 2 незагнутыхукороченных : 1 нормальная. Объяснить расщепление.
Задачи по генетике5. Американские исследователи клонировали кошку, для чего была взята соматическая клетка трехцветной кошки. Родилась кошечка, анализ ДНК которой показал, что она действительно является клоном, однако она была двухцветной (белой с черными пятнами). Чем можно объяснить этот результат?
Задачи по генетике6. У кошек окраску определяют следующие гены:С – окрашенность, c – полный альбинизм (отсутствие синтеза меланина), В – черная окраска, b – коричневая окраска, W – подавление любой окраски (нарушение миграции меланоцитов в волосяную луковицу). От скрещивания белой кошки с белым котом родилась коричневая кошечка и черный котик (F1). В дальнейшем эти кошечка и котик произвели на свет белую кошечку и черного и коричневого котиков (F2).Каких потомков и с какой вероятностью можно ожидатьв F3 от скрещивания этой белой кошечки с ее коричневымбратом? Каковы возможные генотипы родителей?
Задачи по генетике7. У лошадей ген вороной масти В доминирует на геном рыжей масти b, а доминантный ген С вызывает развитие серой окраски (из-за ранней седины) при любой масти. Серый жеребец, скрещенный с рыжей кобылой, далвороного жеребенка. Каких потомков в будущем можно ожидать от скрещивания этого жеребенка с рыжей кобылой?