Державин Сумароков Ломоносов Карамзин Фонвизин
Первый этап Литература Петровского времени Происходит формирование светской литературы Феофан Прокопович
Второй этап 1730-1750 Формирование классицизма. Расцвет жанра оды А.Д. Кантемир В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов А.П. Сумароков
Третий этап 1760-первая половина 1770-х годов Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма В.И. Майков М.Д. Чулков Н.И. Новиков В.В. Тузов М.М. Херасков
Четвертый этап -последняя четверть 18 века Начало классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин А.Н. Радищев И.А. Крылов Н.М. Карамзин И.И. Дмитриев
Классицизм возник во Франции в 17 веке. Основатели: Корнель, Мольер, Буало. Герои делились на положительных и отрицательных Идеал для подражания – образы и формы античного искусства Использовалась нормативная поэтика В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе»
Культ разума Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей Подчеркивается объективность повествования Активное обращение к общественной, гражданской проблематике
Амплуа героев: положительные и отрицательные Идеальная героиня, герой-любовник, герой неудачник Резонер - герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку Субретка – веселая горничная, которая активно участвует в интриге
Основа сюжета – любовный треугольник Четкое деление на высокие и низкие жанры Принцип трех единств Единство времени Единство места Единство действия Требования к классической композиции В экспозиции второстепенные персонажи знакомят с героями и рассказывают их предысторию Требования к классической композиции 4 акта (в третьем 0 кульминация, в четвертом – развязка)
ВЫСОКИЕ Отражают общественную жизнь, историю Герои – полководцы, монархи, мифологические и библейские сюжеты Звучит идея служения государству, выполнение гражданского долга Александрийских стих Жанры: Трагедия, эпопея, ода НИЗКИЕ Описание повседневной жизни обычных людей Допускается использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи Жанры: Комедия, сатира, басня
М.В. ЛОМОНОСОВ «ПЕТР ВЕЛИКИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» (В.Г. Белинский)
Реформа стихосложения 1739г. «Письма о правилах русского стихотворства». Описано 30 стихотворных размеров; открыт четырехстопный ямб Жанрово-стилевая реформа. Определены разряды слов и разработана «теория трех штилей»: высокий, средний, низкий
Структура «Оды на день восшествия…» Картины мирной жизни Восхваление Елизаветы Гимн Петру Описание просторов и богатств России Обращение к молодежи Ведущая тема «Оды…» Россия, ее процветание, прославление мира (главное условие для процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр – национальный герой, Елизавета – его преемница
Тема просвещенного монарха, роль которого состоит в распространении просвещения в стране
Метафоры, сравнения Употребление образов античной мифологии Архаические слова и выражения Олицетворения Гиперболы Риторические вопросы и восклицания В одах Ломоносов отражал все, что возжигало душу высоким пламенем: воинскую доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочность и красоту природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца.
Литературная деятельность Басни Сатирические стихотворения Сатирический журнал «Стародум, или друг честных людей» (запрещен Екатериной) «Всеобщая придворная грамматика» «Вопросы»
Один из родов художественной литературы Предназначен для постановки на сцене Содержание составляют речи, разговоры, диалоги, монологи Речь сопровождается ремарками (авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах) Дополнен режиссерской трактовкой, актерской игрой Сценическая обстановка усиливает впечатление
Как воспитать просвещенного человека? Об этом говорили Петр Первый, Ломоносов, Екатерина… Фонвизин считает, что одного просвещения мало. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу», - говорит Стародум. Вначале надо воспитать добродетель, потом позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
В творчестве поэта отразились его максимализм, категоричность, прямолинейность, независимость, принципиальность
Тема оды – воспевание просвещенного монарха Отличия от оды Ломоносова: Диалог с Фелицей (у Ломоносова монолог); Фелица предстает в движении (обилие глаголов); Раскрываются человеческие качества; Описываются ее привычки, занятия.
Сентиментализм Тематика – любовная Основные жанры – повесть, путешествие , идиллия, пастораль, письмо Идейная основа – протест против испорченности аристократов Основное свойство - стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях В основе эстетики – подражание природе
Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценок Подчеркнутая субъективность подхода к миру Культ чувств Культ природы Культ врожденной нравственной чистоты, не испорченности Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий
Эта повесть – образец русского сентиментализма, в ней главное место отводится культу чувств, частной жизни героев; автор рисует эмоциональные стороны персонажей; речь героев близка к народной; важную роль в создании образов играет пейзаж; присутствуют элементы психологизма