Повествовательный род литературы Повествовательный род литературы Событие рассказывания во времени всегда позже рассказываемого события Инвариантная для эпики речевая структура представлена как сочетание речи изображающей и речи изображенной . Фрагментарность
инвариантное для эпики событие — встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы) эпического мира, причем это событие имеет два основных исторических варианта: в древней эпике — поединок, в романе — диалог-спор. инвариантное для эпики событие — встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы) эпического мира, причем это событие имеет два основных исторических варианта: в древней эпике — поединок, в романе — диалог-спор.
удвоение центрального события удвоение центрального события закон эпической ретардации равноправие и равноценность случая и необходимости равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем случайность и условность границ сюжета
Действие героя (в конечном счете или в целом) нарушает и восстанавливает объективное мировое равновесие. Действие героя (в конечном счете или в целом) нарушает и восстанавливает объективное мировое равновесие. Герой поступка Герой сознания В эпическом герое литературы Нового времени может быть акцентирована приобщенность к другим людям или, наборот, отъединенность от них.
В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях ведущих персонажей — разные нормы (правды) или правда и ложь (обман). В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях ведущих персонажей — разные нормы (правды) или правда и ложь (обман). Этому «родовому» содержанию конфликта органически соответствует диалогическая форма: происходит тяжба, дискуссия; обсуждаются правомерность действий и решений, их предпосылки и их последствия.
Временная дистанция отсутствует и полностью замещена пространственно отдаленной позицией эмоционально и интеллектуально заинтересованного свидетеля того, что совершается целиком на его глазах — «здесь и сейчас». Временная дистанция отсутствует и полностью замещена пространственно отдаленной позицией эмоционально и интеллектуально заинтересованного свидетеля того, что совершается целиком на его глазах — «здесь и сейчас». «Все повествовательные формы переносят настоящее в прошедшее; все драматические делают прошедшее настоящим» (Шиллер)
Катарсис (греч. — «очищение», «прояснение») — термин др.-греч. философии и эстетики, обозначающий «сущность эстетического переживания» (Лосев) Катарсис (греч. — «очищение», «прояснение») — термин др.-греч. философии и эстетики, обозначающий «сущность эстетического переживания» (Лосев)
Единство действия состоит в подготовке катастрофы, а его развитие в настоящем необходимо для сопричастия к событию, т.е. для того чтобы реакция на это событие у героя и зрителя была одновременной, хотя и не идентичной. Единство действия состоит в подготовке катастрофы, а его развитие в настоящем необходимо для сопричастия к событию, т.е. для того чтобы реакция на это событие у героя и зрителя была одновременной, хотя и не идентичной.
Завязка — пункт, с которого начинается нарастание напряжения, Завязка — пункт, с которого начинается нарастание напряжения, Развязка завершает снижение напряжения или окончательно его «снимает», Перипетия - переход от восходящей линии действия к нисходящей. Пятиэлементая схема драматического действия («экспозиция — завязка — нарастание напряжения — кульминация— развязка») была создана в конце XIX в. писателем и теоретиком драмы Густавом Фрайтагом
Конфликт в драме связан с остротой противоречия, лежащего в основе сюжета, в отличие от сюжета эпического произведения, в основе которого может быть ситуация. Конфликт в драме связан с остротой противоречия, лежащего в основе сюжета, в отличие от сюжета эпического произведения, в основе которого может быть ситуация. Ситуация, являющаяся источником развития сюжета в эпическом роизведении, не нуждается в разрешении, ибо представляет собой противостояние сил, равно необходимых для изображаемого бытия. Конфликт — противостояние не мировых сил, а человеческих позиций, которые возникают в результате самоопределения человека по отношению к существующим мировым силам.
В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях ведущих персонажей — разные нормы (правды) или правда и ложь (обман). Этому «родовому» содержанию конфликта органически соответствует диалогическая форма: происходит тяжба, дискуссия; обсуждаются правомерность действий и решений, их предпосылки и их последствия. В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях ведущих персонажей — разные нормы (правды) или правда и ложь (обман). Этому «родовому» содержанию конфликта органически соответствует диалогическая форма: происходит тяжба, дискуссия; обсуждаются правомерность действий и решений, их предпосылки и их последствия.
Драматической (видовой) формой изображения является исполнение... Изображающее слово исполнителя совпадает с изображаемым словом героя, и таким образом возникает эффект отсутствия «исполнителя» Драматической (видовой) формой изображения является исполнение... Изображающее слово исполнителя совпадает с изображаемым словом героя, и таким образом возникает эффект отсутствия «исполнителя»
МОНОЛОГ – функция самораскрытия и рефлексии персонажа по отношению к действию МОНОЛОГ – функция самораскрытия и рефлексии персонажа по отношению к действию ДИАЛОГ - сюжетная функция РЕПЛИКА РЕМАРКА – единственный в драме вид прямого авторского слова
Форма исполнения (античность) Форма исполнения (античность) Субъективность произведения (Гегель) Особая субъектная структура и специфический тип отношений автора и героя (современность)
Автор-повествователь (ценностная экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматическине выражен) Автор-повествователь (ценностная экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматическине выражен) Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них. (Тютчев)
Лирическое «я» имеет грамматически выраженное лицо, но при этом «не является объектом изображения для себя. На первом плане не он сам, а какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление Лирическое «я» имеет грамматически выраженное лицо, но при этом «не является объектом изображения для себя. На первом плане не он сам, а какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление Чудная картина, Свет небес высоких, Как ты мне родна: И блестящий снег, Белая равнина, И саней далеких Полная луна, Одинокий бег. (Фет)
Лирический герой, в отличие от лирического «я», становится темой для произведения Лирический герой, в отличие от лирического «я», становится темой для произведения Когда одни воспоминанья Того, кто страстью и пороком О заблуждениях страстей, Затмил твои младые дни, На место славного названья, Молю: язвительным упреком Твой друг оставит меж людей, Ты в оный час не помяни. И будет спать в земле безгласно Но пред судом толпы лукавой То сердце, где кипела кровь, Скажи, что судит нас Иной, Где так безумно, так напрасно И что прощать святое право С враждой боролася любовь, Страданьем куплено тобой. М.Лермонтов «Оправдание» Когда пред общим приговором Ты смолкнешь, голову склоня, И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя,
Герой ролевой лирики - тот субъект, которому принадлежит высказывание, открыто выступает в качестве «другого», героя, близкого, как принято считать, к драматическому Герой ролевой лирики - тот субъект, которому принадлежит высказывание, открыто выступает в качестве «другого», героя, близкого, как принято считать, к драматическому В.Высоцкий: « Меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли... Я про­ сто пишу от первого лица, часто говорю «я», и, вероятно, это вводит в заблуждение»
Жанр — (от франц. genre — род, вид) — сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид литературных произведений. Жанр — (от франц. genre — род, вид) — сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид литературных произведений. Система жанров — это соотношение жанров, возникающее внутри литературных родов, а в ходе исторического развития литературы — в литературных направлениях.
принадлежность произведений к определенному литературному роду (эпосу, лирике, драматургии); принадлежность произведений к определенному литературному роду (эпосу, лирике, драматургии); повторяющиеся в ряде произведений, особенности содержания (проблематика, принципы изображения героев, тип конфликта, характер авторского осмысления действительности) - эти общие для произведений одного жанра стороны содержания принято обозначать термином жанровое содержание; вид речи, использованной в произведениях (прозаическая или стихотворная); объем произведений.
Ведущим критерием разграничения эпических жанров является тип жанрового содержания, то есть такие особенности содержания произведений, которые вместе с устойчивыми формальными признаками образуют жанр. Особенно важны романический и нравоописательный типы жанрового содержания. Ведущим критерием разграничения эпических жанров является тип жанрового содержания, то есть такие особенности содержания произведений, которые вместе с устойчивыми формальными признаками образуют жанр. Особенно важны романический и нравоописательный типы жанрового содержания.
Главная особенность произведений с романическим типом жанрового содержания — преимущественный интерес писателей к личности героев, стремление раскрыть в конфликтах и сюжетах их судьбы. В романическом произведении в центре повествования — как внешние, так и внутренние изменения, происходящие с людьми. Главная особенность произведений с романическим типом жанрового содержания — преимущественный интерес писателей к личности героев, стремление раскрыть в конфликтах и сюжетах их судьбы. В романическом произведении в центре повествования — как внешние, так и внутренние изменения, происходящие с людьми.
На первом плане — не судьбы и развитие характеров героев, а общественно-бытовая среда, определяющая их повседневное существование, поведение и психологию. Герои предстают прежде всего как носители устойчивых качеств, воспитанных и поощряемых определенным укладом жизни, бытом и нравами той или иной среды (например, помещичьей, купеческой, мещанской, рабочей или даже «босяцкой»). На первом плане — не судьбы и развитие характеров героев, а общественно-бытовая среда, определяющая их повседневное существование, поведение и психологию. Герои предстают прежде всего как носители устойчивых качеств, воспитанных и поощряемых определенным укладом жизни, бытом и нравами той или иной среды (например, помещичьей, купеческой, мещанской, рабочей или даже «босяцкой»). Господство описательности — этот важнейший художественный принцип авторов нравоописаний — проявляется в сюжетно-композиционных особенностях произведений. Они складываются из серии «стоп-кадров» («очерков», «эскизов», «сцен»), образуя своего рода «хронику» жизни определенной среды в рамках избранной писателем исторической эпохи.
Признак произведений с национально-историческим жанровым содержанием — стремление писателей запечатлеть наиболее значимые черты избранной исторической эпохи. Признак произведений с национально-историческим жанровым содержанием — стремление писателей запечатлеть наиболее значимые черты избранной исторической эпохи.