Дуэль в русской литературе Урок-семинар литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Предварительная подготовка
Эпиграф к уроку
Эпиграф к уроку
Эпиграф к уроку
Вопросы для беседы Что такое дуэль? Совпадают ли представления о чести у Даля (и русского народа) и поборников общественной морали?
Анализ эпизодов Как относятся сами герои к дуэли? Иронично-отрицательное отношение героев к дуэли и невозможность из-за предрассудков общества и собственной гордыни отказаться от нее. Авторское отношение к поступку героев (оправдывают или отрицают гибель более слабого, недостойного). Судьбы самих поэтов, погибших на дуэли.
Анализ эпизодов
Анализ эпизодов Важно то, что рассказчик – носитель русского менталитета, что очень важно для понимания авторского замысла. В центре событий главный герой рассказа Сильвио и природа конфликта: зависть личности тщеславной, сильной, тщеславной, самолюбивой к своему удачливом сопернику, желание любым способом утвердить себя, возвыситься над окружающими.
Анализ эпизодов 3. Зависть не только грех, но и свидетельство слабости человека, его зависимости от успеха или неуспеха другого человека. 4. Пушкин открывает тему человеческого «подполья», которая в полной мере разворачивается в творчестве Достоевского, в частности в повести «Кроткая».
Анализ эпизодов К концу XIX века происходит трансформация человеческого сознания. Вера человека не в Бога, а в силу разума, способного организовать жизнь на основах всеобщей пользы, усиливающийся рационализм и трагизм жизни, противоречивость личностных оценок и поступков постепенно разрушали нравственную систему ценностей. Нравственным стало почитаться то, что было разумным или выгодным. Психологический анализ такой личности и дает в своей повести Достоевский, герой которого также прошел испытание дуэлью.
Анализ эпизодов Вопрос к классу: В чем заключается особенность (двойственность) героя повести?
Анализ эпизодов 3. Двойственный облик героя: мечтатель и ростовщик, рефлексирующий у тела погибшей жены. 4. Личность героя деградирует, теряет нравственные ориентиры, подменяет их оправданием собственной выгоды и пользы. 5. Свой отказ от дуэли – свидетельство трусости и эгоизма – герой оправдывает, но «само собой, что вылетают слова слишком нетерпеливые, наивные и неожиданные, непоследовательные, противоречащие, но искренние, хотя бы даже ужасно лживые, ибо человек лжет иногда очень искренне, особенно когда сам себя желает утвердить в правде своей лжи» (Ф.Достоевский).
Анализ эпизодов 6. После самоубийства жены герой прозревает и казнит себя. 7. Тема дуэли интересна автору прежде всего потому, что позволяет ему смоделировать такую экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрывается тот или иной социальный конфликт и характер героя. 8. Создание экстремальной ситуации, с помощью которой не только максимально проявляется характер человека, но и возможно переосмысление им собственной жизни, дается в повести А.Чехова «Дуэль».
Анализ эпизодов «Бывают в жизни отдельных людей несчастья, например смерть близких, суд, тяжелая болезнь, которые резко, почти органически изменяют в человеке характер, привычки и даже мировоззрение» (А.Чехов). Роль такого сильного средства, пробуждающего человека от забытья жизни, и сыграла для Лаевского и фон Корена дуэль.
Анализ эпизодов Лаевский и фон Корен – антиподы и антагонисты по сути. Дуэль не только результат несхожести характеров , но и поединок идей. Вопросы к классу: Кто предотвратил дуэль и почему? Что изменилось после дуэли?
Анализ эпизодов Вывод: Пограничная ситуация заставила каждого из героев пересмотреть собственную жизнь. Смысл финала: примирение героев – наиболее духовно оправдываемая ситуация, то есть в этом отношении Чехов в определенном смысле подводит черту под «дуэльной» темой в русской литературе.