Роды и жанры художественной литературы
Фольклор
Эпические жанры. небольшой объем; в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором; малое число персонажей: как правило один-два центральных героя; автору интересна какая-то определенная тема; решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.
повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью. В новелле больше динамики и драматизма, тогда как повествование в рассказе ведется более плавно. В новелле больше конкретики (дата, место происшествия), в рассказе событие передается как оно запомнилось рассказчику, из памяти которого достоверные детали и даты могут ускользнуть.
литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции[ Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы
Очерк, одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики. Затрагивает преимущественно социальные проблемы. ВИДЫ ОЧЕРКОВ: Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк.
небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[
стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Басня - обязательно комична. Отсюда проистекает ее жанровая доминанта: чтобы не попасть в смешное положение, надо.... Далее следует полезное наставление. В баснях, как правило, смеются над моральными пороками, а они извечны.
Сюжет повести практически всегда сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Сюжет повести часто связан со «злобой дня», с тем, что повествователь (и, одновременно, читатель) может наблюдать в окружающей действительности и что воспринимается как злободневная реальность, раскрывающаяся в виде последовательности событий (в этом отличие повести от рассказа или новеллы, в центре которых обычно лежит лишь одно событие)
Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни. Широкие рамки большой повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяют вместить в них и истории человеческих жизней, и картины общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение многообразия человеческих характеров. Содержание романа обволакивает значительный временной отрезок и описывает судьбы многих действующих персонажей. Несколько сюжетных линий.
Эпопея - масштабное эпическое произведение, изображающее события, представляющие общенациональный исторический интерес. Роман-эпопею от эпической поэмы, повести, рассказа отличает большой объем произведения (например, «Тихий Дон» Шолохова – роман-эпопея в тысячу страниц), а также масштаб отображаемых событий и философских обобщений. Он представляет собой описание целого исторического периода.
Легкие развлекательные сценки, разыгрываемые актерами-масками, действующими в рамках постоянных характеров, ведут свое начало из народных обрядов и игр. жанр легкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами. жанр средневекового европейского религиозного театра 14–16 вв. Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников.
драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя.
пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлён и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том , что она строится на современном, а не на античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
Драма с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и резким противопоставлением добра и зла.
драматургическое или сценическое произведение, обладающее признаками как трагедии, так и комедии, и выстроенное по своим специфическим законам. Трагическое и комическое не просто существует в неразрывном единстве, но взаимно обусловливают и обостряют друг друга
Лирические жанры. лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица. (грусть, мотивы разочарования мысль о несовершенстве мироздания внутренний монолог поэта разлад с миром. мотивы увядания и обреченность чувствительной поэтической души. авторское самопознание размер- ямб)
торжественная хвалебная песнь, посвященная изображению крупных исторических событий или лиц.
торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество)
жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. Романс характерен простотой сюжета и ограничен сферой человеческих переживаний: первая встреча, любовь, измена, разлука, одиночество, смерть любимого человека. Доступен по форме - чувства выражаются прямо, открытым текстом.
форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо.
надгробная надпись
Стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, любовного или дружеского характера
-малый стихотворный жанр, восходящий к античной эпиграмме. Краткая надпись к статуе, портрету, на книге, в альбом и пр. была популярна в русской поэзии XVIII и начала XIX веков.
в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания. Первоначально музыкально-поэти- ческий жанр эпохи Возрождения.
в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба) в жанровой природе стансов заложена тенденция к четким отточенным формулам, каждая строфа заключает глубокую законченную мысль, выраженную афористически.
лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий. Пишется сонет преимущественно ямбом — пятистопным или шестистопным; реже употребляется четырехстопный ямб. 14 стихов сонета группируются в два четверостишия и в два трехстишия (терцета). В двух четверостишиях, — в первой половине сонета, — как общее правило, должны быть две рифмы: одна женская, другая мужская. В двух трехстишиях второй половины сонета другие рифмы, которых может быть и две, и три. Примеры схем более употребительного расположения рифм таковы: 1) abba, abba, ccd, ede 2) abba, abba, cdc, dee 3) abba, abba, cdd, ccd 4) abab, abab, cdc, cdc 5) abab, abba ccd, eed,
Лирическое стихотворение если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение.
Лиро-эпические жанры. Произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний.(наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.
произведение искусства малой формы, в котором чувства, переживания господствуют над рассудочным началом.(Т.е. поэтичное, волнующее, образное произведение малой формы.)
литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму — повышено.
лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Формула баллады: не история, а старина. В балладе не может быть дат, а события, разделенные столетиями, нередко контаминируются в одно. Героем баллад становится не выдающийся исторический деятель, а частное лицо - любимец народа, который не в ладах с законом и властями. Чаще всего - это благородный разбойник, защитник обиженных и униженных. Если же баллада посвящена судьбам сильных мира сего ( пушкинскому вещему Олегу), то великие мужи предстают в балладе в ипостаси своей частной жизни, их величие испытывается судьбой, перед которой все равны. Самодержавный правитель, как бы высоко вознесен он ни был, всего лишь человек, неотвратимость рока в балладе неизбежна, баллада сигнализирует об этом предзнаменованием. Вследствие этого сюжет баллады нередко пугающе страшен и открывает читателю или слушателю неизъяснимые тайны мироздания. В балладе предпринимается попытка заглянуть за грань бытия, проникнуть интуитивно в иной мир. Сюжетным стержнем баллады зачастую становится испытание героя - проверка его мужества, решимости, отваги.