Тема урока: Рифма и ритм стихотворной речи. Способы рифмовки. 5 класс Учитель Ольховая В.Э.
Задание: Прочитайте отрывок и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Обратите внимание на звучание окончаний последних слов строк этого поэтического текста. Сделайте вывод. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк Задание: Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…
Ритм - это повторение (чередование) ударных и безударных слогов в строке Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки Ритм создаёт настроение стихотворения, окрашивает его единым тоном Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого… И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь…
Системы рифмовки Перекрёстная Парная Опоясывающая
рифмуется первая и третья, вторая и четвёртая стороки У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом… Попробуйте сами сочинить четверостишье перекрёстной рифмовкой с рифмами: …………………..ногам …………………. руку …………………..очам …………………..муку Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
рифмуются две строки подряд Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой… Попробуйте сами сочинить четверостишье парной рифмовкой с рифмами: …………………..дней …………………. сыновей …………………..глубокой …………………..высокой Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
рифмуются первая и четвёртая строки И я там был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. Попробуйте сами сочинить четверостишье опоясывающей рифмовкой с рифмами: ………………………..опять ………………………кручина …………………….. причина …………………….разогнать. Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
Найдите различные рифмовки в прочитанной сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в ноле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.
Прозаическая речь - свободно движущаяся речь от предложения к предложению Подберите в учебнике примеры прозаической речи
Стихотворная речь - речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю Подберите в учебнике примеры стихотворной речи
Итог урока: Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне…»; 2. Что такое рифма и какие способы рифмовки мы встретили в отрывке поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»? 3. Покажите разницу между прозаической и стихотворной речью, приведите примеры из текстов учебника. Домашнее задание: Сочинить стихотворение, используя один из способов рифмовки; Подготовить выразительное чтение отрывка одной из сказок А.С.Пушкина;