Моу «Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1» «Родом из детства…»Рассказ В. Солоухина «Подворотня»Дидактический материал для самостоятельного изучения произведенияУчитель: Куницкая Т.Ю.2008 год
Детство, как почва, на которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, рас- тения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и , может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, своё семечко.Владимир СолоухинКак вы понимаете высказывание В. Солоухина?
Произведениям В. Солоухина присуща особая лиричность, и рассказ «Подворотня» (1961), имеющий такое, на первый взгляд, прозаичное название, не исключение. Читая его, погружаешься в мир детства, безоблачный и счастливый.Каким настроением, чувством окрашен рассказ?
Произведение проникнуто ощущением «чего-то очень интересного и хорошего», что ждёт героя впереди. Как легко быть счастливым в детстве! Читая рассказ, понимаешь, что слова подворотня, двор родом откуда-то из детства. От них веет теплом, вспоминается давнее, безвозвратно ушедшее.Как вы понимаете эти слова? Что они для вас значат?Справка. 1. Разг. Подворотня – пространство, щель между воротами и землёй. 2. Проём в стене дома для проезда, прохода во двор. (Современный толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова)
«Всю ночь мне снились золотые соломенные пояски.»О чём сон мальчика? Что делало счастливым ребёнка?«Уж одно ощущение того, что выспался, есть наслаждение жизнью. Каждая клеточка налита до отказа жаждой жить, каждый мускул просит движения. Ко всему этому ещё солнце, ещё чистые тёплые доски под босой ногой , ещё свежая вода в рукомойнике, а значит, и на моих щеках, глазах, губах. Ко всему этому ещё свежее молоко в кринке и мягкая пшеничная лепёшка. Я бессознательно …наслаждался всем этим…»Какое происшествие сделало мальчика глубоко несчастным?
« - Дедушка, закрой ворота, мне нужно вылезти на улицу.Дедушка не понял всей тонкости моей просьбы, а понял только, что «на улицу», поэтому сказал: - Ступай, я тебя не держу. - Нет, ты закрой ворота. - Зачем же их закрывать, если ты хочешь на улицу? Вот она, улица, ступай!»С какой целью повествование ведётся от первого лица?Понял ли что-то дедушка, согласившись выполнить просьбу внука?
Аналитическая работа Как доносит до нас писатель мироощущение маленького человека, помогает понять его духовное состояние?Проанализируйте композицию рассказа. Какой проблеме она подчинена?
Проверь себя Композиция рассказа подчинена проблеме хрупкости, недолговечности детского счастья. Произведение начинается со сна героя, а заканчивается реальным событием: «Дедушка неторопливо стал развязывать свой кручёный верёвочный поясок…» Счастье мальчика начинается с золотых поясков во сне, а заканчивается вполне реальным пояском, которым дед собирается пороть внука. Именно контекстуальные антонимы «золотой» и «верёвочный» служат решению главной задачи – изображению мироощущения ребёнка.
2. В чём проявляется психологизм рассказа? В речевом строе: используются существительные с отвлечённым значением (ощущение, наслаждение, радость, счастье, осуществление, воображение), существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (язычком, бантик, поясок, организмишко), усиливающие лирическое настроение, позволяющие взглянуть на мир глазами ребёнка.
3. Удалось ли В. Солоухину увидеть красоту в простом и даже обыденном? Обратите внимание на описание деревенской избы, её интерьера, деревенский пейзаж.Какова роль диалектных слов: «жнитво», «жабрей»?С каким чувством автор рассказывает о жизни деревни, крестьянском труде?
4. В чём, по-вашему, пафос произведения? Обратите внимание на отношение героя к матери, к крестьянскому труду, к жизни вообще.О каких сохраняющихся человеческих богатствах, внутренних ценностях свидетельствует «Подворотня»?
Прочтите стихотворение Н. Заболоцкого «Детство». Огромные глаза, как у нарядной куклы,Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,Доверчиво-ясны и правильно округлы,Мерцают ободки младенческих зениц.На что она глядит? И чем необычаенИ сельский этот дом, и сад, и огород,Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,И что-то вяжет там, и режет, и поёт?Два тощих петуха дерутся на заборе,Шершавый хмель ползёт по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взореОтображён весь мир до самого конца.Он, этот дивный мир, поистине впервыеОчаровал её, как чудо из чудес,И вглубь души её, как спутники живые,Вошли и этот дом, и этот сад, и лес. И много минет дней. И боль сердечной смуты,И счастье к ней придёт. Но и жена и мать,Она блаженный смысл короткой той минутыВплоть до седых волос всё будет вспоминать.Что объединяет рассказ Солоухина и стихотворение Заболоцкого? Можно ли сказать, что непритязательное название «Подворотня» к концу рассказа приобретает особую направленность?
Творческое задание. Какие вечные духовно-нравственные идеалы провозглашает рассказ В. Солоухина «Подворотня»? Находят ли они отражение в картине А. Е. Простева «Дом и дерево»? Поразмышляйте над поставленными вопросами в эссе.
В презентации использованы материалы:В. Солоухин «Белая трава» М. Детская литература, 1990Н. Заболоцкий «Детство»О. Логачёва «Чтоб ясной любовью наполнилось сердце» «Уроки литературы» №12, 2004Литература в школе №9, 2004