Проблемные ситуации на уроках литературы
Цель современного литературного образования определяется как «воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления». Но как воспитать такого читателя?
* Технология проблемного обучения кардинально меняет структуру урока * Интерес к новому материалу, познавательная мотивация, активное понимание материала учениками
Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность.
В процессе проблемного объяснения материала возникает проблемная ситуация, которая составляет отношение между усвоенным и новым и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы.
Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость!
Каким должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель имел возможность воспитывать духовно – богатую личность?
На уроках литературы проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, использования приема сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей
Задавая вопросы, требующие размышления, учитель создаёт речевую ситуацию, побуждает ученика к высказыванию
В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей
Волшебные сказки
За что мы любим сказочных героев: Царевну - лягушку, Василису Премудрую, Василису Прекрасную, Ивана- Царевича, Ивана- дурачка?
Какие качества этих героев сделали их столь любимыми в народе? А какие это качества, сказочные или нет?
Нет, это не сказочные черты Вывод: у сказочных героев и сегодня можно многому научиться.
Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста и через проблемные задачи, решаемые детьми.
Как решались проблемные ситуации?
Тема урока? Актуализация ранее полученных знаний: инсценировка «В доме Тургеневых», беседа с учащимися.
Обращаемся к героям рассказа: Герасиму, Татьяне, Капитону, Гавриле. Сопоставляем Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, показываем нравственное превосходство героя.
Творческое применение открытых знаний: работа с опорными словами, рисунками-символами.
Работа с рисунками символами
Работа с опорными словами Разделите данные слова на две группы: протестующий, покорный, слабый, независимый, сильный, зависимый, смелый, свободный, несвободный, превосходство
Как можно назвать тему нашего сегодняшнего урока?
Роман «Герой нашего времени»
Тема урока: Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Актуализация ранее полученных знаний («яркое пятно»)
«Неужели моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?»
«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
Как решается проблема смысла жизни в новелле?Почему Печорин не нашёл счастья в жизни? В чём его трагическая обречённость?
Решён ли в романе вопрос о предопределении? «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера, напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь!»
Почему Печорин не нашёл счастья в жизни? В чём его трагическая обречённость?
Проблемное обучение позволяет полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к прочитанному