МОУ – средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла ПОЭТ И ХУДОЖНИК. Иллюстрации Юрия Анненкова к поэме Александра Блока «Двенадцать»Учитель русского языка и литературы Петрушенкова Н.П.
ЮрийПавловичАнненковПоэма«Двенадцать»АлександрАлександровичБлок
«Иллюстрируя Блока», Анненков в значительной мере «иллюстрировал себя». В два дня родилась поэма «Двенадцать». Поэт откликнулся на современность и создал народное, философски осмысленное и мистическое произведение. Многоликость поэмы обладала огромной притягательностью для иллюстраторов. Первым иллюстратором поэмы, как известно, был Юрий Анненков .
МУЗЫКА ГНЕВА Анненков увидел нового поэта, услышал новый голос,он искал в новой поэме ключевую фразу, сказанную когда-то поэтом: «Музыка- есть сущность мира».
Поэту необходимо было передать музыку вихря, его ритм.Чтобы усилить впечатление, Блок начинает, как живописец:Чёрный вечер.Белый снег.Живопись сменяется динамикой главного ощущения: Ветер,ветер!На ногах не стоит человек
Плакат охватывает и небо,и горизонт. Вития с барынейв каракуле оглядываются посторонам под еще горящимифонарями,а двенадцать черныхсилуэтиков, в которых и неусмотришь непобедимой силы разве что упорство,идут,волоча на незримой привязи старый мир в виде тощего пса.Анненков вносит главный элемент в первые же иллюстрации – движение, которое корёжит мир, создаёт неустойчивость, ненадёжность, то ли катастрофу, то ли переустройство.
Геометрические казусы придают пространству скачущий, несколько несуразный облик. Искажения, изломы, странные конфигурации. Искажены и лица людей. Рушатся дома, падают кресты с церквей. Винтовки, штыки, возбужденные лица людей, пламя охватывает дома. Мы на горе всем буржуямМировой пожар раздуем,Мировой пожар в крови –Господи, благослови!
Мадонна революции, уличная Незнакомка…Лукавая Катерина –«шрам не зажил отножа», округлоли-цая, в чернобурке, на фоне кабака и уютно тикающих ходиков.
Драма завершается- прекрасная Незнакомка убита,с шеи падает на снег крест…Чёрное, чёрное небо.Злоба, грустная злобаКипит в груди...Чёрная злоба, святая злоба...Товарищ! Гляди В оба!
“Улица ворвалась в мастерскую художника, и золотое время одиноких странствий миновало”. А. БлокКартина погрома. Бутылки коньяка. Разбивающиеся вдрызгокна, мечущиеся фигурки людей,черные силуэты вооруженныхотрядов. Испуганно глядит изокна обыватель.
А. Блок называл иллюстрации Ю. Анненкова к поэмепараллельным графическимтекстом, рисованным близнецом.
Виктор Замирайло1921 год
МихаилЛарионов1920 год
МихаилЛарионов1920 год
Сергей Юткевич 1919 год
И. Фридлендер 1925 год
НатальяГончарова 1920 год
Биографическая справка. Анненков Юрий Павлович [р. 11(23).7.1889, Петропавловск-Камчатский], русский живописец и график. Учился в училище Штиглица в Петербурге (1909—1911) и у Ф. Валлоттона в Париже (1911—12). Портретист, художник театра и кино, один из родоначальников советской книжной иллюстрации. Испытал влияние ряда направлений искусства 1-й четверти 20 в., в том числе кубизма. В работах А., особенно в графике, повышенная острота характеристики часто сочетается с приёмами гротеска. С 1924 живёт за границей (Германия, Франция).
Биографическая справка.Сергей Юткевич. 28 декабря 1904 - 23 апреля 1985Сергей Иосифович Юткевич, российский режиссер и теоретик кино, художник, народный артист СССР (1962), доктор искусствоведения. Герой Социалистического Труда (1974). Фильмы: "Человек с ружьем" (1938), "Рассказы о Ленине" (1958), "Ленин в Польше" (1966, специальный приз Международного кинофестиваля в Канне), "Ленин в Париже" (1981), а также "Кружева" (1928), "Встречный" (1932, с Ф. М. Эрмлером), "Отелло" (1956, приз Международного кинофестиваля в Канне), "Сюжет для небольшого рассказа" (1969, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Венеции) и др. Профессор ВГИКа (с 1940). Теоретические работы по кино. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1967, 1983).
Биографическая справка. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881, с. Нагаево, Тульская губ. - 1962, Париж )Н. С. Гончарова принадлежала к старинному дворянскому роду, приходилась двоюродной правнучкой жене А. С. Пушкина. До того, как начала заниматься искусством, Гончарова посещала занятия в Московском университете. В 1901 г. поступила в МУЖВЗ, где училась на скульптурном отделении у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1904 г. за свои скульптурные работы она получила малую серебряную медаль и вскоре оставила училище.Еще в училище Гончарова познакомилась с М. Ф. Ларионовым, который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда. Гончарова связала с ним свою личную и творческую судьбу, была постоянной участницей всех его художественных начинаний. Их имена неразделимы в истории русского искусства. Так же как Ларионов, художница испытывала интерес к кубизму и футуризму, а в 1906 г. увлеклась примитивом.В 1900-х гг. Гончарова много путешествовала, тогда же начала заниматься живописью. Ее ранние импрессионистские работы с успехом демонстрировались на выставках МТХ, "Мира искусства" и др. В 1906 г. ее пригласил С. П. Дягилев для участия в русском отделе Осеннего Салона в Париже.
Биографическая справка. ЗАМИРАЙЛО Виктор Дмитриевич 1868, Черкассы, Киевская губ. - 1939, Петергоф, Ленинградская обл. ) В. Д. Замирайло, рано обнаруживший тягу к рисованию, обучался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко (1881-86). В Киеве же он познакомился и сблизился с М. А. Врубелем, помогая тому при реставрации фресок Кирилловской церкви, и с В. М. Васнецовым, исполняя надписи и орнаменты для его росписей во Владимирском соборе. Это знакомство побудило его переехать в Москву, где он некоторое время продолжал работать с Васнецовым. В 1904-07 гг. Замирайло жил в Петербурге, где тесно сошелся с родственными ему по духу художниками круга "Мира искусства", потом вернулся в Москву.
Биографическая справка ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (1881, Тирасполь - 1964, Фонтене-о-Роз, Франция ) М. Ф. Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. В училище Ларионов познакомился с Н. С. Гончаровой, ставшей его верной соратницей.На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как "Розовый куст", "Сад", "Рыбы при закате" (все 1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.