Человек и природа в рассказе В.А. Закруткина"Подсолнух"(для учащихся 5 - 6 классов)Презентацию выполнили учащиеся 11а класса Дикий С. и Анистратов Д. Учитель: Березанова Т.Н.
В.А. Закруткин принадлежал к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельцами нивы, выращенному на голом пустыре фруктовому саду. Одним из глубоких произведений на тему «человек на земле» является рассказ «Подсолнух»,написанный в 1958 году. В 1963 году по этому рассказу был снят фильм.
Пейзаж - описание природы в литературном произведенииРоль пейзажа в художественном произведении:служит фоном для изображаемых событий;передаёт внутренне состояние героя, его чувства.
План.«Снег только что стаял, обнажив мокрый стерник...»2. «Снежно-белые лебеди летели невысоко, вытянув гибкие шеи…»3. «…опустил семя в ямку и зысыпал перетёртой пушистой землёй».4. «- Взошё-о-ол!»5. «Солнце жгло немилосердно».6. «Степь сгорала прямо на глазах»«…на расстоянии тридцати шагов Отец увидел, что широкие листья подсолнуха как будто обмякли».8. «Но подсолнух стоял»9. Разве ж мы не для людей растили?»
Прочитайте описание природы в начале рассказа «Подсолнух». Выделите слова, которые передают чувства героя. Назовите эти чувства.«Вытянутые с запада на восток, по весеннему небу медленно плыли кипельно-белые облака, и снизу, с залитой апрельскими лужами земли, казалось, что кто-то гонит по лазурной степи несметную отарутонкоруных, чисто вымытых овец. В это сияющее свежее утро овцы после долгой голодовки впервые покинули кошары и вышли в степь».
С какой целью пишет В. Закруткин о возвращающейся лебединой стае?«Снежно-белые лебеди летели невысоко, вытянув гибкие шеи, равномерно махая крыльями. «На север летят, на лиманы!» - подумал Отец. Когда стая скрылась за горизонтом, Отец заметил одинокого, отставшего лебедя.Должно быть, лебедь был ранен или подбился на долгом и трудном пути.- Чего же это ты, сынок? – с жалостливой укоризной сказал Отец».«Не успел он произнести слово «сынок», как вдруг почувствовал, что глубоко схоронённое воспоминание о погибшем сыне обожгло его, сдавило сердце».
Взошё-о-ол! Взошё-о-ол!...Ну что ж, значит, живой…Подчеркните средства художественной выразительности. Определите их роль« Подсолнух рос не по дням, а по часам. Его прямой, опушённый серебристой щетинкой стебель вытянулся, поравнялся с верхушками ковылей… Подсолнух вытянулся, давно оставил внизу самые высокие травы . Сердцевидные листья его разрослись, стали шире, а на верхушке завязалась зелёная, тугая, как сжатый кулак , корзинка».
Выпишите словосочетания, в которых есть эпитеты. Нужно ли в рассказе о «жизни» подсолнуха описание засухи?«И вот наконец пришло то неминуемое, что приходило каждый год, -испепеляющая засуха. Солнце жгло немилосердно. Едва поднявшись над горизонтом, оно обдавало землю своим горячим дыханием, а к полудню степь превращалась в раскалённую печь» …Трава начинала буреть, сохнуть,и вся степь словно потускнела, сделалась серой и неприютной… Ветер пробегал по низинам, шевелил увядающие травы, и травы отзывались жестяным жестоким шелестом…»
Сравните описание засухи и подсолнуха. Какой языковой приём подчёркивает силу жизни подсолнуха?«Как раз в эти дни у отрожиныбалки ярко и молодо зацвёл подсолнух. Он расцвёл наперекор всему… Подсолнух был виден издалека. Одиноко высился он среди серых ковылей и полыни, вызывающе поворачивая к горячему солнцу свою цветущую корзинку».
С каким эпизодом рассказаможно соотнести эту фотографию?
«Но подсолнух стоял.Сбросив с себя половинулистьев, он окреп,на его корзинке не было виднони одного вялого лепестка.Теперь тугая корзинка не клонилась к земле, как головабольного, а была приподнятатак, словно после тяжёлого снаоглядывала неприютную,серую степь».
Прочитайте последний абзац рассказа.Какие образы повторяются и почему?