НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ
ЦЕЛЬ УРОКА: Определить своеобразие и место, занимаемое новокрестьянскими поэтами в поэзии XX века;Проследить поэтическую эволюцию поэтов;Акцентировать внимание на том, что обусловило репрессии по отношению к ним советской власти;Показать уникальность поэтов на примере наиболее характерных произведений
Николай Клюев (1884 - 1937гг)Сергей Есенин(1885 - 1925гг)Сергей Клычков(1889 - 1937гг)Александр Ширяевец(1887 - 1924гг)Петр Орешин(1887 - 1938гг)
СВОЕОБРАЗИЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ: Глубокие фольклорные традиции;В центре творчества – рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье;Лейтмотив творчества – гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство;Поэтизация неразрывной связи человека с миром живой природы
Николай Клюев Я надену черную рубахуИ вослед за мутным фонаремПо камням двора пройду на плахуС молчаливо-ласковым лицом
Но не стоном отцовМоя песнь прозвучит,А раскатом громовНад землей пролетитН.Клюев
Самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзииГордился своим древним старообрядческим крестьянским родомВозводил свои истоки к «неистовому протопопу» АввакумуТворил художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленногоМифологизация создавала приподнятый, героический настрой
Когда свяжу свою вязанкуСосновых слов, медвежьих дум?«К костру готовьтесь спозаранку»,-Гремел мой прадед Аввакум!
Н.С.Гумилев: «На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны»
Песенная, фольклорная стихия творчества Изба – святилище земли,С запечной тайною и раем;По духу росной коноплиМы сокровенное узнаем…В твоих глазах дымок от хат,Глубинный сон речного ила,Рязанский маковый закат – Твои певучие чернила… (Посвящено С.Есенину)
Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения;Был широко образованным человеком: знал древнерусскую литературу, народное искусство, европейскую литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки
Хронология жизни 1905 год – принимал участие в революционных явлениях1906 год - заключен в вытегорскую, а позже – в петрозаводскую тюрьму1917 год – с восторгом встретил революцию1918 год – вступил в большевистскую партию1920 год – исключен за религиозные убеждения1923 год, 1934 год – арестован советской властью, ссылка в Нарымский край, поселение в Томске1937 год - расстрел
Из писем Н.Клюева: «Я сослан… на верную и мучительную смерть…я вообще слаб здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее головокружение…Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги…свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах…Бумаги здесь нет. Я… очень слаб…У меня…- общая изба, где народу 14 человек…Здоровье мое сильно пошатнулось. На мне одни лохмотья. Восемь месяцев не был в бане из-за болезни. Самому не дойти, а помочь некому…
Какое же «преступление» нужно совершить, чтоб заслужить такое «наказание»? Стихотворение «Клеветникам искусства»Цикл стихов «Разруха»Поэма «Погорельщина»Клюев – основатель и идеолог «новокрестьянской» поэзии
Направляя жало пулемета на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить голод дремучей, черносошной России…А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь под стальным глазом пулемета…
Сергей Клычков (Лешенков) За туманной пеленоюНа реке у края,Он пасет себе ночное,На рожке играя…
Своеобразие лирики: Интерес к древнеславянской мифологииФольклорные мотивыПростота поэтической формы, сюжетаПрозрачность содержанияВысший идеал – природаТяготение к календарной обрядовой лирикеПоэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздниковЛирический герой – одинокий мечтатель
Борода у него - мелкий дождичек,в бороде у него - дуга-радуга,а в руках подожок- подорожничек, - собрапся старина,видно, надолго...
Два образа в сборнике «Кольцо Лады» (1913год) – Дед - собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предкови Лада – образ, пришедший из мифологии, девушка-невеста, мечта Повязалась ЛадаШелковым платком,Ходит Лада в полеС липовым лотком.Ходит Лада – сеет,Вкруг её синеет.
Стихотворение «Предчувствие» (1917год) Та же Русь без конца и без края,И над нею дымок голубой –Что же я не пою, не рыдаюНад людьми, над собой, над судьбой?И мне мнится: в предутрии пламяПред бедою затеплила дальИ сгустила туман над полямиНебывалая в мире печаль.
Петр Васильевич Орешин(1887-1938гг) Соломенная Русь, куда ты?Какую песню затянуть?Как журавли, курлычут хаты,Поднявшись в неизвестный путь
Родом из Саратова, отец – из крестьянОкончил 3 класса городского училищаПодолгу жил в деревнеСкитался по Поволжью в поисках заработкаВпервые напечатался в 1911 годуПервый сборник – «Зарево» в 1918 году
СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ: Образы и мотивы природыФольклорно-сказочные мотивыВнимание к деревенскому укладуВнимание к социальным темам, темам бедности и богатстваОтражение бунтарских настроений предоктябрьской деревни
В отличие от Клычкова, много пишет и печатается после революции, приветствуя изменения в стране « Комсомольцы»«В покосе соревнуются бригады»«На тракторе сидел я, управляя…»«Золотая соха»Тяжко в пору нам покосную,Весь до косточки сломаешься.Ах, зачем ты, жизнь несносная,К нам, как мачеха, ласкаешься!
ИТОГ УРОКА: Главное, что объединяло поэтов, было чувство любви к родной земле, беспокойство за её будущее.Их поэзия безыскусна и очень искреннаТревога за судьбу красоты в живом мире, в душе человека
Источники: И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 11 класс - Москва: «Вако», 2009