Методика подготовки к ГИА-9 по литературе
определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования(приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.) Содержание экзаменационной работы
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, -- информация о содержании экзамена и объеме материалаСпецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, -- основные характеристики экзаменационной работыДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, -- образец экзаменационной работы с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответомОсновные документы ГИА
Кодификатор элементов содержания
Структура экзаменационной работы
Уровни сложности заданий
Перевод первичных баллов в отметки
воспринимать и анализировать художественный текст;выделять смысловые части художественного текста;определять род и жанр литературного произведения;выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;выявлять авторскую позицию;выражать своё отношение к прочитанному;владеть различными видами пересказа;строить устные и письменные высказывания в связи с изученнымпроизведением;писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочиненияПредметные, метапредметные и надпредметные компетенции
Экзаменационная работа состоит из двух частей. В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещённого в самой экзаменационной работе. Во второй части даются темы сочинений. На выполнение работы даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время: на выполнение первой части (4 задания к тексту) – 90 минут, на выполнение второй части (сочинение) – 150 минут.Модель ГИА-9 по литературе
Состоит из двух альтернативных вариантов (экзаменуемому необходимо выбрать один из них): анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения; ИЛИанализ лирического стихотворения (или басни). Текстовый фрагмент сопровождается системой письменных заданий (по 4 задания для каждого варианта). Каждый из первых трёх вопросов предполагает письменный ответ в примерном объёме 3-5 предложений и оценивается максимально 4 баллами.Четвертое задание (1.1.4 или 1.2.4) предполагает сопоставление произведения с другим, текст которого также приведён в экзаменационной работе. Примерный объём ответа– 5-8 предложений. Максимальный балл за выполнение – 6 баллов.Первая часть работы
Содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 200 слов). Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чьё стихотворение включено во второй вариант части 1.Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьипроизведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX вв.). Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ в. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого).Ответ на вопрос такого типа оценивается максимально 12 баллами.Вторая часть экзаменационной работы
Экзаменуемый имеет право пользоваться полным текстом произведения, фрагмент из которого представлен в варианте 1 части 1, или сборником лирики поэта, чье стихотворение вошло в вариант 2 части 1 экзаменационной работы, а также тестами художественных произведений, по которым формулируются темы сочинений во 2 части обоих вариантов. Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому экзаменуемому. Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых данные тексты размещены. При проведении экзамена необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у экзаменуемого не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам. ТЕКСТ на экзамене по литературе
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3;1.2.1–1.2.3)
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4),требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5), требующих написания полного развёрнутого ответа на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов)
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3;1.2.1–1.2.3), требующих написания развёрнутого ответа ограниченногообъёма (3-5 предложений). Максимальный балл – 4Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4),требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объемас выходом в литературный контекст (5-8 предложений)Максимальный балл – 6Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5),требующих написания полного развёрнутого ответа на проблемныйвопрос (в объёме не менее 200 слов)Максимальный балл – 12
экзаменуемый вправе построить собственное аргументированное суждение по предложенному вопросу; включение «эталонных» ответов в материалы для экспертов может обернуться созданием содержательных трафаретов, жестко регламентирующих ответы экзаменуемых; это может привести к повторению практики тиражирования «готовых ответов»Для заданий с развернутым ответом образцы верных ответов не составляются:
В основу ГИА по литературе положен родовой принцип. Разработчики исходили из того, что анализ произведений, принадлежащих разным родам литературы (эпосу, лирике, драме), требует от учащихся владения специфическими умениями. Поэтому повторение материала к экзамену следует построить из трех блоков, объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской литературы.
Каков сюжет эпизода? Какова его связь с сюжетом произведения? В чем своеобразие композиции эпизода (на какие части его можно разделить, каково соотношение между частями и т.д.)?Кто из персонажей произведения участвует в эпизоде?Какова роль в данном фрагменте пейзажа, интерьера, портрета героя, художественных деталей? От чьего лица ведется повествование? Есть ли во фрагменте лирические отступления?Примерный алгоритм анализа эпического фрагмента
Какие художественные приемы и изобразительные средства использует автор? Есть ли во фрагменте образы-символы? Если в предложенном фрагменте герои участвуют в диалоге, отметить своеобразие их речи.Какова роль эпизода в произведении (характеристика персонажей, оценка событий, переломный момент действия, изображение внутреннего состояния героя и т.д.)?Какова проблематика эпизода? Какова ее связь с проблематикой всего произведения?
Автор. Название произведения. Жанр. Время написания.История создания.Тема. Поэтическое настроение. Образ — переживание. Своеобразие композиции.Особенность поэтических образов.Своеобразие поэтического языка (роль в стихотворении эпитетов, сравнений, метафор, метонимий, оксюморонов, олицетворений, гипербол, повторов, анафоры, инверсии, риторических вопросов, восклицаний, поэтических пауз).Звуковая организация речи ( роль в стихотворении аллитерации, ассонанса, звукоподражания).Особенности стиха (определение стихотворного размера и характера рифмовки).Примерный алгоритм анализа лирики
Время создания произведенийИзображенные в них событияАвторская позицияСюжетные и композиционные аналогииЯзыковые средстваАспекты сопоставительного анализа
образов героев;элементов композиции (эпизоды, сцены, части, описания, детали и т.п.);соотношение эпиграфа и идейного звучания произведения (или его части);стилистические сопоставленияВнутритекстовые сопоставления
Межтекстовые сопоставления сопоставление произведений одного или разных авторов по жанровым, проблемным и другим признакам;черновой и окончательный варианты произведения или его составных элементов;художественный образ и биографические источники его прототипа;сопоставление разножанровых вариантов одного сюжета;сравнение произведения и его пародийного переложения
различные критические интерпретации произведения;сравнение читательских оценок произведения;музыкальных и т.п. интерпретаций литературного произведенияИнтерпретационные сопоставления
КИМы 11 и 9 классов учитывают специфику литературы как учебного предмета;КИМы отражают традиции отечественной методики преподавания литературы;задания, требующие развернутого ответа на вопрос, традиционны для уроков литературы;при подготовке к экзамену необходимо уделять внимание знанию текстов художественных произведений, включенных в кодификатор;обобщение изученного целесообразно строить, сгруппировав произведения по родо-жанровому принципу; особое внимание уделять формированию и развитию предметных и надпредметных компетенций (указаны в кодификаторе), организуя читательскую ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся;специально совершенствовать умения сопоставительного анализа (обучение диалогу);уделять внимание технологии проверки письменных работ учащихся (педагогическая рецензия);работать над созданием АРГУМЕНТАТИВНЫХ текстов;совершенствовать рефлексивные умения учащихся, умения редактировать созданный текстОсновные методические выводы