Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765 гг.)
БиографияМ. В. Ломоносова Сын государственногокрестьянина,Ломоносов вырос в условияхсеверорусской культуры, тесносвязаннойс традициями допетровскойРуси. В 19 лет тайком от отцаМ.В.ЛомоносовОтправляется из деревниХолмогоры в Москву ипоступает в Славяно –Греко – латинскую академию и становится одним излучших учеников.
Место рождения М.В.Ломоносова
Дом-музей Ломоносова
На родине Ломоносова
В 1736 году Михаила Васильевичапосылают в Германиюдля изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком,профессором химии.
Круг интересов Ломоносовабыл очень широк: физика,химия, астрономия,математика, техника, горноедело, геология, металлургия,производство стекла,мозаичное производство,география физическая иэкономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставилзначительный след.
22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике,геологии и географии, изучал астрономию, разработалосновы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты
Мозаичная картина Ломоносова
Занимаясь лингвистикой, он разработалпервую научную грамматику русского языка-«Российскую грамматику».
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений". Теория "трех штилей" имела демократический характер:она ограничила употребление старославянских слов,приблизила литературный язык к разговорному.Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Высокий стиль изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды, комедии)
Средний стильизображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)
Низкий стиль- допускал изображение обыденной жизни с использованиемживой разговорной речи(комедии, басни,сатирические стихотворения)
Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Поэтическое творчество занималобольшое место в духовном миреЛомоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике». Я знак бессмертия себе воздвигнулПревыше пирамид и крепче меди,Что бурный аквилон сотреть не может,Ни множество веков, ни едка древность.Не вовсе я умру; но смерть оставитВелику часть мою, как жизнь скончаю.Я буду возрастать повсюду славой,Пока великий Рим владеет светом.Где быстрыми шумит струями Авфид,Где Давнус царствовал в простом народе,Отечество мое молчать не будет,Что мне беззнатный род препятством не был,Чтоб внесть в Италию стихи эольскиИ первому звенеть Алцейской лирой.Взгордися праведной заслугой, муза,И увенчай главу дельфийским лавром.1747
Реформа стихосложенияМы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научномуязыку, без которого теперь никто не может обходиться.
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
2х стопныеЛице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ).Буря мглою небо кроет…_ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ).
3х стопныеНочною темнотою покрылись небеса_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _-) анапест _ _ _-) амфибрахий _ _ _
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Личность Ломоносова, его научная и литературнаядеятельность сыгралипервостепенную роль вразвитии сознания русскогообщества и оставилиглубокий след в историирусской культуры.
Награды имени Ломоносова