Андрей Платонович ПЛАТОНОВ Все было у Андрея Платонова – талант выдающийся, обширная образованность, знание жизни, высокая идейность. Андрей Платонов был писателем трудной судьбы. Лев Славин
Нобелевский лауреат Иосиф Бродский назвал Андрея Платонова (наряду с Прустом, Кафкой, Музилем, Фолкнером и Беккетом) одним из самых замечательных писателей уходящего века. А.И. Солженицын выразил свое восхищение Платоновым гораздо проще, но не менее убедительно: если бы ему пришлось отправиться в дальнее путешествие с одной-единственной книгой, то этой книгой был бы «Котлован». Жизнь его была недолгой и нелегкой, а слава пришла лишь после смерти.
ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (настоящая фамилия Климентов) (1899-1951) — прозаик, публицист, критик. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в училище. Еще подростком писал стихи, которые после революции печатались в газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт (1924).
В 1921 году опубликованы первые стихи, в этом же году выходит первая публицистическая книга Платонова «Электрификация», в 1922 году — книга стихов «Голубая глубина». В 1927 году переезжает в Москву, где в том же году выходит первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы», принесший ему известность. В 1928 году появились еще две книги Платонова — «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». С 1926 года работает над большим романом о революции — «Чевенгур». С 1928 года активно сотрудничает в журналах.
Для Платонова — поэта, публициста, прозаика — характерно сложное, трагически напряженное восприятие человека и природы, человека и других людей. Революция, в понимании писателя, — процесс глубоко народный, органический и творческий, который вносит разум и красоту во взаимоотношения человека с «прекрасным и яростным миром». Писателя и его героев, как и всех, кто «учился думать при революции», волнуют философские вопросы. Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно осмысляющего свою жизнь, свое место в ней, свои взаимосвязи с природой (в труде, в творчестве, создании машин, при помощи которых человек покоряет стихийные силы природы).
Возникает новая поэтика, в которой реализуется художественное видение писателя: новый герой, чаще всего рабочий, мастеровой, размышляющий о своем ремесле, о смысле жизни; необычайная лексика и стилистика. «Неправильная» гибкость языка Платонова, прекрасное «косноязычие» его, шероховатость фраз, особые, столь характерные для народной речи «спрямления» — все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, «примеряется» к действительности.
В 1926 году Платонов пишет сатирическую повесть «Город Градов», в 1929 — рассказы «Государственный житель» и «Усомнившийся Макар», в 1931 — повесть «Впрок». Критика сочла неуместной и даже вредной сатиру Платонова. Его почти перестали печатать. Но он продолжает работать. Пишет рассказ «Мусорный ветер», повести «Котлован», «Ювенильное море», пробует себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1936 году Платонов начинает сотрудничать в журналах «Литературный критик» и «Литературное обозрение» (под псевдонимами Ф.Человеков, А.Фирсов, под своей настоящей фамилией — Климентов). Здесь публикуются его критические статьи, рецензии и два рассказа «Бессмертие» и «Фро». В 1937 году выходит книга «Река Потудань».
С октября 1942 года и до конца войны Платонов в качестве специального корреспондента газеты «Красная звезда» находится на фронтах Отечественной войны. Его корреспонденции и рассказы публикуются в газетах и журналах, выходят отдельными сборниками. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки.
Переустройство жизни является центральной темой повести «Котлован» (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни.
«Котлован» — повесть А. Платонова, посвященная началу строительства нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Этот Дом — «то единое здание, куда пойдет на поселение весь местный класс пролетариата». А. Платонов останавливается на самом начале строительства — на земляных работах, обеспечивающих успех постройки: чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен.
Герои повести хотят построить не простой, а «общепролетарский дом». Котлован играет в повести роль связующего звена между человеческими судьбами и судьбой Отечества. Котлован предстает перед нами как средство, помогающее раскрыть сущность каждого отдельно взятого строителя. При этом процессе (выкапывание котлована) каждый из принимающих в нем участие думает о смысле жизни, надеется, что он не зря прожил свою жизнь, а отдал ее всю для общего дела -— строительства «общепролетарского дома».
Но, с другой стороны, котлован — это могила, которую каждый, сам того не зная, роет для себя и для каждого. Котлован — это братская могила. Пример тому — смерть Насти и ее последнее пристанище. Можно привести еще имена, для кого котлован стал могилой: Сафронов и Козлов, активист. Образ Насти несет огромную смысловую нагрузку. С ее смертью гибнет Будущее, его юная частица. И это — катастрофа вселенского масштаба, так как многие из строителей, возводя дом, никогда не думали о себе — дом строился «для масс», но не для себя, а со смертью Насти все эти массы вдруг остались без будущего...
Образ котлована скрывает в себе невероятное количество смыслов, поэтому его с полным правом можно назвать символическим. Каждый читатель выделяет в этом образе новые грани, близкие и интересные именно ему. Что же такое котлован? Котлован – это начало строительства будущего, обещание счастья, могила, иллюзия смысла существования, граница жизни и смерти, место, где люди роют, зарывая себя, пустота, ничто, бессмыслица, т. к. кому он нужен, если дом так и не построен, временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным, воронка, втягивающая в себя всё, попытка проникнуть в тайны бытия, способ забыться в работе (не все же время пить),
Имена в повести имеют лишь немногие герои: Настя, Елисей, Никита, Чиклин, молотобоец Михаил. Остальные обходятся без имен. Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована и возвести светлый Дом? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее устройство, на «духовную оснастку» будущего?
Смысл названия повести заключается в этих вопросах, где автор размышляет, что все хорошее, доброе, светлое — все, что было достигнуто и накоплено лучшими людьми российского государства, — было брошено в грязный котлован и затоптано в грязь людьми, которые в большинстве своем ничего не смыслят в том, что называется «светлые и высокие человеческие отношения». А. Платонов прозорливо увидел, что право на существование будет лишь у одного главного человека, а если есть лишь один главный человек, то неминуемо обезличиваются все другие. Вот почему почти и нет имен у героев повести. Задуманное как здание для вечного счастливого населения, как здание для человека, оно подмяло человека под себя, превратив его в средство, материал. И «Котлован» сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем. Он ставит вопросы, которые ныне обретают для нас особый смысл. Андрей Платонов заставляет помнить о самом главном, исходном, основополагающем.
Особенности художественного языка А.Платонова «Стрнноязычие» Платонова – художественно обоснованный способ изображения утопического мира.«Необъяснимый язык»- результат смещения нормативных лексических и синтаксических отношений.Платонов намеренно строит высказывание по тем же законам, по которым создаются партийные агитки и лозунги.Сам язык есть модель той фантастической реальности, в которой обитают персонажи и которую мы называем художественным миром Платонова.
«Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тесным, в котором задыхалась грудь, но все же бабы вскрикивали повсеместно и, привыкая к горю, держали постоянный вой. Собаки и другие мелкие нервные животные тоже поддерживали эти томительные звуки, и в колхозе было шумно и тревожно, как в предбаннике;»
Исследование образа дороги в повести тоже обещает интересные наблюдения. Герой Платонова – странник, отправляющийся на поиски истины и смысла всеобщего существования. Привычная логика подсказывает, что если произведение начинается дорогой, то сюжетом станет путешествие героя, который посетит различные уголки пространства, встретится с другими героями. Эти встречи что-то изменят в герое. В любом случае, в конце произведения пред нами предстанет уже немного иной человек. Но пространство повести “Котлован” как будто шутит, издевается над героем. Оно открывает перед ним перспективы, но никуда не пускает. Перемещения Вощева равны нулю. Герой кружит вокруг котлована, постоянно к нему возвращаясь, ничего нового не обретая. Герой выходит из точки котлована, в эту же точку и возвращается. Реальный путь Вощева – от механического завода до места строительства общепролетарского дома. Котлован становится жирной точкой его жизненного пути.
В 1933-1935г.г. после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан», герой которой, ведомый прометеевской страстью спасти свой вымирающий в пустыне народ, хочет научить людей счастливой жизни в коммуне, но терпит неудачу. Лирический и социально-утопический пласты соединились здесь в единое целое. Яркость фразы и слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова 1930-х годов экспрессивно-насыщенной. В 1937г. Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся жесточайшей критике. Платонов снова оказался в опале, в 1938г. по сфабрикованному делу был арестован единственный пятнадцатилетний сын Платонова.
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходные пути - он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности. Однако имя его надолго было вычеркнуто из советской литературы. Умер Платонов в Москве 5 января 1951г. от тяжелой формы туберкулеза. Жизнь его была недолгой и нелегкой, а слава пришла лишь после смерти. С 1980-х годов яркая самобытность мастера вызвала огромную волну интереса во всем мире.
Презентацию подготовила Учитель русского языка и литературы Шовкомуд Т.В.