"...Этот мир очарованный, этот мир из серебра" (Русская культура Серебряного века)
«Мы живем в эпоху потухших окон, отпылавших очагов» (А.Блок)1904 – 1905г.г..Русско – японскаявойна.1905 год.Первая русскаяреволюция. 1917 год.Октябрьская революция.1917 год.Февральскаяреволюция.
И серебряный месяц яркоНад серебряным веком стыл.. А. АхматоваЛуна – символ ущерба,умирания, ощущениегрядущих перемен.«Неслыханные перемены,невиданные мятежи…» А.Блок
Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом – это период, охватывающий годы с начала 1890, когда в печати появляются стихи В.Соловьева и первые поэтические опыты В.Я.Брюсова, а в живописи утверждается мистический реализм В.М.Васнецова и М.В.Врубеля, и до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению диктатуры большевиков в 1917 году, хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х г.
Писатели – реалисты ХХ векаЛев Николаевич Толстой (1828 – 1910)Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 -1936)Владимир Галактионович Короленко (1853 -1921)Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) (1867 – 1945)Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)Александр Иванович Куприн (1870 – 1938)Леонид Николаевич Андреев (1871 -1919)Евгений Иванович Замятин (1884 -1937)Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950)Алексей Николаевич Толстой (1882 – 1945)
Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…
Декаденство – явление в культуре, отмеченноеотказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.Только поэтическое слово способно выразить внутренний мир одинокого человек, стоящего перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога.
Декаденты:* Дмитрий СергеевичМережковский (1866 -1941),* Зинаида НиколаевнаГиппиус (1869 -1945)«Младшие» символисты:* Александр Александрович Блок (1880 – 1921),* Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880 – 1934), * Вячеслав Иванович Иванов (1866 – 1949)«Старшие» символисты: Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924), Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942). Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) (1863 -1927), Михаил Алексеевич Кузмин (1875 – 1936)
«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем ибеспределен в своем значении (…).Он многолик, многомыслен и всегдатемен в последней глубине.» (Вяч. Иванов)
Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле , ни в небесах.Моей божественной природыЯ не открою никому.Тружусь, как раб, а для свободыЗову я ночь, покой и тьму. (Федор Сологуб)
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…И нет конца! Мелькают версты, кручи…Останови!Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь…Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! («На поле Куликовом», 1908г.)
Михаил Врубель 1856 – 1910Картины Врубеля производят на меня впечатление глубокой таинственности, а его живопись представляется игрой драгоценных камней…Врубель настолько индивидуален и глубиной своего содержания и своей техникой, что трудно представить себе произведение, похожее на его творчество. Аркадий Рылов
М.А.Врубель1856 – 1910Богатырь, 1898Холст, масло,321 х 222 см.ГосударственныйРусский музей,Санкт - ПетербургКакова символикацвета?
М.А.Врубель(1856-1910)Царевна-Лебедь, 1900Холст, масло, 142,5 х 93,5 смГосударственная Третьяковская галерея,МоскваПочему художник тяготеет к изображениюмистических, сказочных, нереальных образов?Три цвета:синий, лиловый, золотой.Что они символизируют?
М.А.ВрубельСерафим.Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.
М.А.Врубель. Демон сидящий, 1890Холст, масло, 115 х 212,5 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва. Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшеговзлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.
Акмеисты(«Цех поэтов»)Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921)Сергей Митрофанович Городецкий (1884 – 1967)Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (1889 – 1966)Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938)Владимир Иванович Нарбут (1888 – 1938)Михаил Леонидович Лозинский (1886 – 1955)Георгий Викторович Адамович (1892 – 1972)Михаил Александрович Зенкевич (1891 – 1973)
Акмеистов интересует реальный мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. В чем-то поэзия акмеизма – возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира.
Футуристы Кубофутуристы:* Велимир Хлебников(Виктор ВладимировичХлебников) (1885 – 1922) * Давид Давидович Бурлюк (1882 – 1967)* Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)* Алексей ЕлисеевичКрученых (1886 – 1968) и другие.. Эго – футуристы:* Игорь Северянин(Игорь ВасильевичЛотарев) (1887 – 1941);* Лотарев Константин Константинович (Фофанов) (1889 – 1940).
Имажинисты («Мезонин поэзии»)Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 – 1962)Вадим Габриэлович Шершеневич (1893 – 1942)Иван Васильевич Грузинов (1893 -1942)Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев) (1891 – 1981)Писатели, не входившие в литературные группировки:Иннокентий Федорович Анненский (1855 – 1909)Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941)Максим Александрович Волошин (1877 – 1932)Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960)Владислав Фелицианович Ходасевич (1886 – 1939)
«Я - не первый воин, не последний,Долго будет родина больна.» (А.Блок) Судьба литературы Серебряного века трагична:кровь, хаос, беспредел революционных лет игражданской войны уничтожили духовную основуее существования.
Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей.Покинули родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Бунин, Куприн (до 1936), Щмелев, Андреев, Замятин, А.Н.Толстой (1918 - 1923), Бурлюк, Игорь Северянин, Саша Черный, Цветаева (до1939), Аверченко. В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев, Лившиц, Клычков.Покончили жизнь самоубийством Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева.
Лишь незначительнаячасть литераторовСеребряного векапопыталасьвступить в союзс новой властью(А.Н.Толстой, С.Городецкий, В.Каменский),но это обернулосьдля них утратойтворческойиндивидуальностии таланта.Почти все эти имена на долгие десятилетия были преданы забвению.
На всех явлениях лежит печать,Одно с другим как будто слито.Приняв одно, стараюсь угадатьЗа ним другое, - то, что скрыто.И этот шелк мне кажется Огнем.И вот уж не Огнем – а Кровью,А кровь – лишь знак того, что мы зовемНа бледном языке – Любовью. З.ГиппиусКакую смысловую нагрузку несет символ в стихотворенииЗ.Гиппиус «Швея»? Проследитеза рождением символа.