Планета по имени Андрей Белый Урок литературы в 11 классе Автор: Карпова С.Н. Учитель литературы МОУ «СОШ №5 г.Суворова»
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) появился на свет в Москве 14 октября 1880 года в семье профессора Николая Васильевича Бугаева, человека блестящего ума, всесторонней образованности и большой доброты. Бугаеву было уже за сорок, когда он пленился одной из первых московских красавиц Александрой Дмитриевной Егоровой. Мать , прекрасная музыкантша, с раннего возраста вводит его в прекрасный мир звуков. Бетховен, Шопен, Шуман оказывали гипнотическое действие на мальчика. Более позднее увлечение театром – тоже от нее. Ну, и конечно, литература – Майн Рид, Фенимор Купер, Диккенс.
Одиннадцати лет Борю отдают в одну из лучших московских школ – гимназию Поливанова. В нем пробуждается любовь к русской поэзии. И уже тогда он начинает строить свой особый мир – таинственный и мистический. Пишет лирические стихи, фантастическую повесть, в которой выступает убивающий взглядом йог, но пока только для себя.
В 1899 году Борис с блеском заканчивает гимназию и поступает на естественный факультет Московского университета. Однако юноша не оставляет и литературных занятий. 1901 год считается началом биографии Андрея Белого. Этим псевдонимом он подписывает свое первое самостоятельное произведение – «Северную Симфонию». Весной 1903 года Белый заканчивает университет с дипломом первой степени. Выполнив сыновний долг, Борис уходит из естествознания. Наука потеряла Бориса Бугаева, зато литература приобрела Андрея Белого.
Начало девятисотых годов стало временем первых побед нового искусства, в том числе символизма. Все большую известность получает творчество М.Волошина, З.Гиппиус, А.Блока. К этой когорте присоединяется и А.Белый. Чем был символизм для молодого литератора? Белый полагал, что правильно выбранные и использованные языковые средства могут воздействовать не только на сознание, но и, подобно музыке, на воображение и эмоции человека. Более того, для него символизм являлся не просто литературным направлением, а способом существования.
В1901-1902 Белый знакомится с символистами: B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и др., расширяет литературные связи
С января 1903 начинает переписку с А.Блоком(личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903г. становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов»
Первый поэтический сборник А. Белого "Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -- предмет почти что языческого поклонения: Солнцем сердце зажжено. Солнце -- к вечному стремительность. Солнце -- вечное окно В золотую ослепительность.
1905 год -- начало нового периода творчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство перевернуло всю жизнь А. Белого. К весне 1906 года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения. Белый уезжает за границу
В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908). "Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -- "Урна" (1909) -- посвящен Брюсову.
Еще задолго до разрыва с Любовью Блок на одном из концертов певицы Олениной-Д’Альгейм Белый был представлен ее молоденькой племяннице Асе Тургеневой. Тонкая красота девушки поразила Белого. Но тогда он и подумать не мог, что Ася станет его женой. В 1909 году он сближается с Асей, а в следующем году они вступают в гражданский брак (Ася была против венчания в церкви) и уезжают за границу. Вернувшись в Россию, Белый много работает, посвящая стихи своей «королевне». Летом 1912 года они снова уезжают за границу и становятся преданными учениками профессора Штейнера, создателя антропософии, который жил в Швейцарии в небольшом городке Дорнахе. Ася все больше отдаляется от Белого. Когда в 1916 году Белый вынужден вернуться в Россию (его призывают в армию), Ася остается в Дорнахе. Перед расставанием они дают друг другу полную свободу.
В России его тепло встречают друзья. Лекции и выступления Белого пользуются популярностью. От призыва его освобождают, и он рад этому. Война внушает ему ужас своей жестокостью и непримиримостью. Он становится противником всякого насилия. Революцию Белый встретил почти восторженно, хотя подобно Блоку и Есенину понимал ее совсем не так, как большевики. Из-за этого многие бывшие друзья, в том числе Мережковский и Гиппиус, рвут с ним отношения. Он сближается с футуристами и Есениным.
Жизнь Белого в послереволюционную пору был мучительна трудна и неустроенна. Он читал лекции и вел семинары с рабочими поэтами. Целыми днями просиживал в Румянцевском музее, где от холода замерзали чернила, выполняя поденную литературную работу. Ютился в квартире знакомых, где температура редко поднималась выше 7 градусов.Белый продолжал болезненно переживать разрыв с Асей. Все острее становилась потребность встретиться с нею, объясниться. Осенью 1921 года он уезжает в Германию, где проводит почти два года, преимущественно в Берлине. Встреча с Асей приносит ему новые страдания.
Асе (При прощании с ней)Лазурь бледна: глядятся в теньГромадин каменные лики:Из тёмной ночи в белый деньСверкнут стремительные пики.За часом час, за днями дниСоединяют нас навеки:Блестят очей твоих огниВ полуопущенные веки.Последний, верный, вечный друг,-Не осуди моё молчанье;В нём — грусть: стыдливый в нём испуг,Любви невыразимой знанье.
Отчаяние Белого было неподдельным. Он начал пить. Никогда прежде крепкими напитками не увлекавшийся, оказался чрезвычайно чувствителен к алкоголю.Инстинктивно он чувствовал, что погибнет, если не вернется в Россию. И все же решение вернуться далось ему непросто. И если бы не преданная поклонница его таланта Клавдия Ивановна Васильева, приехавшая за ним в Берлин, неизвестно, как повернулась бы его судьба.
Жизнь в России складывалась для Белого непросто. Печатали его мало, хотя он по-прежнему работал над новыми произведениями. И все же благодаря усилиям Клавдии Ивановны, которая становится его женой и преданным литературным секретарем, Белый наконец-то обретает долгожданный покой. Здоровье его, однако, оставляло желать лучшего – хроническая усталость, частые простуды, мигрени… Андрей Белый ушел из жизни 8 января 1934 года в возрасте пятидесяти трех лет.
Поэтический мир Андрея Белого
Сборник «Пепел»Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”. Сборник выстроен по принципу все большего и большего просветления “горизонта” (недаром один из последних разделов сборника называется “Просветы”).
Пространство “Пепла” — это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к “центру”. Первый “круг”, самый большой, — почти что безграничные, “пустые”, “страшные”, голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ:Туда — где смертей и болезней Лихая прошла колея... Или: Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там — убогие стаи избенок, Там — убогие стаи людей...
В этом разделе особенно явно звучит тема хаоса — сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом — первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом...”), смерти:От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы... Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни...
Пространство следующего “круга” — “Деревни” — имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами. В контексте общего замысла сборника и высунутый “красный язык” висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной “из-под красной рукоятки”, — символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, — В грудь, в живот и в бок.
Пространство следующего раздела “Город” еще конкретнее: Москва “пира во время чумы”. Ритуальная пляска Смерти перенесена в “Городе” с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:Здесь хозяин гостье рад. Звякнет в пол железной злостью Там косы сухая трость, — Входит гостья, щелкнет костью, Взвеет саван: гостья смерть.
В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников “пиров” только один поэт — арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута — арлекина, но и в облике великомученика:Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали.
Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе “Безумие”: где появляются венок из “колючей крапивы”, приложенный к “челу пучок колючего чертополоха”, бегущая с чела кровавая струя. Надежда же лишь слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела “Друзьям”, зато укрепится и усилится в следующем разделе — “Просветы”:Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти?
Отчаянье Довольно: не жди, не надейся —Рассейся, мой бедный народ!В пространство пади и разбейся,За годом мучительный год! Где по полю Оторопь рыщет,Восстав сухоруким кустом,И в ветер пронзительно свищетВетвистым своим лоскутом,Века нищеты, безволья.Позволь же, о родина-мать,В сырое, в пустое раздолье,В раздолье твое прорыдать: —Где в душу мне смотрят из ночи,Поднявшись над сетью бугров,Жестокие, желтые очиБезумных твоих кабаков, —Туда, на равнине горбатой, —Где стая зеленых дубовВолнуется купой подъятой,В косматый свинец облаков.Туда, где смертей и болезнейЛихая прошла колея, —Исчезни в пространство, исчезни,Россия, Россия моя!Июль 1908, Серебряный Колодезь
1. Какой и почему именно такой предстает в стихотворении Россия? 2. Чем обусловлено представление об исторических путях России, которое вызывает чувство отчаяния? 3. Охарактеризуйте образную и стилевую систему стихотворения, которая служит реализации основной его мысли. 4. Как сказывается на ритмико-интонационной структуре стиха воздействие Некрасова?