МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С.АРЗГИР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «ТРКМЧП, ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Мастер – класс по теме:«От вдумчивого читателя к компетентному человеку».Терещенко Елена ВалентиновнаФестиваль «Талант – 2010»
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»Жить – значит иметь проблемы.Решать их – значит расти интеллектуально.Дж.Гилфорд, Не объем знаний, уложенный в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управляться с этой информацией: как ее искать, как присваивать, как искать в ней собственный смысл, как применять в жизни. Развитие умения слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование, видеть в ней не помеху, а помощь для собственного понимания. Ученики не пассивные слушатели, а главные действующие лица урока. Они думают и вспоминают про себя, они делятся рассуждениями друг с другом, они читают, пишут, обсуждают прочитанное. Учитель – координатор. Критерий «истины» - текст.
Стратегии ТРКМЧППриёмы стадии вызова («Верите ли вы", Ключевые слова)КластерыИнсерт Эффективная лекцияДерево предсказанийДневники и бортовые журналы. Толстые и тонкие вопросы Таблицы (концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ, таблица "Что? Где? Когда? Почему?".) Чтение с остановками Работа в группах ("Зигзаг«, "Зигзаг-2", игра "Как вы думаете?") Дискуссии ("совместный поиск" , "Перекрестная дискуссия") Письмо ("Очерк на основе интервью", Синквейн, Эссе.) Приёмы проведения рефлексии (Устная форма. "Двухрядный круглый стол». Письменная форма. Портфолио) Стратегия «Fishbon»Стратегия «РАФТ»
Приемы ТРКМЧП при работе с текстом.
Стадия вызова Активизация имевшихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели изучения предстоящего учебного материала. «Ключевые слова»
Стадия осмысления Работа ученика с текстом, направленная, осмысленная. Процесс чтения сопровождается действиями ученика, которые позволяют отслеживать собственное понимание. Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.Не вытащу зуба — дойти до деревни, а не поем — тоже ног до дому не дотащишь!» Чем горю пособить?»«Чтение с остановками»
Стадия осмысления Работа ученика с текстом, направленная, осмысленная. Процесс чтения сопровождается действиями ученика, которые позволяют отслеживать собственное понимание. Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.
Приемы ТРКМЧП «Как крестьянин двух сеньоров надул» Испанская сказка.Стадия вызоваСтадия осмысления Стадия рефлексииЗапись по бланку-образцу: памятка читателю, правила пользования, инструкция по применению, заявление начальнику, телеграмма и т.д.
Стадия рефлексии Формируется личностное отношение к тексту и фиксируется с помощью собственного текста, своей позиции в дискуссии. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. НАХОЖУСЬ….……………………..ТЧКУВИДЕЛА………………………….. ТЧКУСЛЫШАЛА…………………………ТЧК (НЕ) ПРИЕМЛЕМО.……….……... ТЧК(НЕ) РЕКОМЕНДУЮ…………….. ТЧК
Что даёт ТРКМЧП
Чтение с остановками Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствами связности и цельности. Учитель должен уметь "погрузить" ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. "Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий". Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием "Чтение с остановками" используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. Общий алгоритм работы по данной стратегии: 1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
Стадия вызова Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Стадия осмысления Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Источники информации: Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194. Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.Заир-Бек С. Как поставить отметку и в каком случае она нужна.// Перемена.-2001.- №4.Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
"Эффективная лекция" Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал". Стадия "вызова" по каждой смысловой единице осуществляется уже известными вам методами: список известной информации, ее систематизация, ответы на вопросы преподавателя, ключевые слова и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть "Бортового журнала". Бортовой журнал Предположения Новая информация На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе "предположения", ставит знаки "+" и "-", в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей "бортового журнала", суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.