PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / М.Ю.Лермонтов – поэт критического познания и действительности
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: М.Ю.Лермонтов – поэт критического познания и действительности


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: М.Ю.Лермонтов – поэт критического познания и действительности


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 М.Ю.Лермонтов – поэт критического познания и действительности
Описание слайда:

М.Ю.Лермонтов – поэт критического познания и действительности

№ слайда 2 Цель: познакомить с биографией поэта; особенностями его поэзии; выявить истоки п
Описание слайда:

Цель: познакомить с биографией поэта; особенностями его поэзии; выявить истоки противоречивости и трагичности поэзии; заинтересовать личностью Лермонтова, воспитывать чувств и понимание поэзии План1.подготовка к восприятию темы (чтение стих-я)2.Создание проблемной ситуации3.Знакомство с этапами жизненного пути4.Основные направления лирики5.Обобщения, выводы

№ слайда 3 Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миром странни
Описание слайда:

Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.Я раньше начал, кончу ране,Мой ум немного совершит;В душе моей, как в океане,Надежд разбитых груз лежит.Кто может, океан угрюмый,Твои изведать тайны? КтоТолпе мои расскажет думы?Я - или бог - или никто! 1832Вопрос: Кто же этот неведомый избранник, гонимый миром, с русскою душой, с разбитыми надеждами, проживший короткую жизнь?

№ слайда 4 Природа наделила его талантами. Он был одарен удивительной музыкальностью — игра
Описание слайда:

Природа наделила его талантами. Он был одарен удивительной музыкальностью — играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.

№ слайда 5 Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на К
Описание слайда:

Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название — «Мцыри». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов: Байрона и — особенно — Пушкина.

№ слайда 6 Лермонтов был противоречивой личностью: мог быть холодно-сдержанным и страстно о
Описание слайда:

Лермонтов был противоречивой личностью: мог быть холодно-сдержанным и страстно откровенным, бунтующим и усталым, доверчивым и презрительным Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

№ слайда 7 Прочитайте строки из стихотворений поэта: 1) «Я жить хочу, хочу печали» «И скучн
Описание слайда:

Прочитайте строки из стихотворений поэта: 1) «Я жить хочу, хочу печали» «И скучно и грустно, и некому руку подать»2) «Я не унижусь пред тобою» «Я думаю о ней, я плачу и люблю»3) «Москва! Москва! Люблю тебя как сын! «Прощай, немытая Россия» Вопрос: Есть ли противоречие в лирике Лермонтова?

№ слайда 8 Какую бы сторону жизни мы ни взяли – всюду у Лермонтова видна эта полярность отн
Описание слайда:

Какую бы сторону жизни мы ни взяли – всюду у Лермонтова видна эта полярность отношения, почти взаимоисключающие друг друга чувства. Как же это совмещалось в одном человеке? Как сложился и жил Лермонтов?

№ слайда 9 Противоречия с детства окружали Лермонтова и обнаруживали трагические разлады жи
Описание слайда:

Противоречия с детства окружали Лермонтова и обнаруживали трагические разлады жизни. На чуткую душу ребенка обрушилась жестокая семейная драма: после смерти матери начались распри между отцом и бабушкой. Воспитанием мальчика занялась бабушка, т.к. обещала сделать его своим наследникомТарханы (Пензенская губерния)

№ слайда 10 Легенды о Пугачеве, песни о Стеньке Разине, горная красота Кавказа. Вот истоки м
Описание слайда:

Легенды о Пугачеве, песни о Стеньке Разине, горная красота Кавказа. Вот истоки мечты о вольности. И в то же время он видит рядом униженных крепостных («Бабинька! Это же что такое – бить людей? Я запрещаю!»

№ слайда 11 Лермонтов рос болезненным. Это обострило ощущение трагического несовершенства ми
Описание слайда:

Лермонтов рос болезненным. Это обострило ощущение трагического несовершенства мира.

№ слайда 12 Учился в Благородном пансионе при Московском университете, где читал Пушкина и Ш
Описание слайда:

Учился в Благородном пансионе при Московском университете, где читал Пушкина и Шиллера, писал стихи, мечтал о героическом. Но все порывы прихлопнуты одним движением руки императора: Николай 1 приказал закрыть пансион из-за непочтительности воспитанников.

№ слайда 13 За участие в литературном кружке выгнан из университета. 2 года школы гвардейски
Описание слайда:

За участие в литературном кружке выгнан из университета. 2 года школы гвардейских подпрапорщиков были настоящей каторгой: жесткий контроль, строгая дисциплина

№ слайда 14 В обществе пугала одинаковость людей и безмыслие. Отсюда одиночество. Но презрен
Описание слайда:

В обществе пугала одинаковость людей и безмыслие. Отсюда одиночество. Но презрение к обществу и одиночество его страшат. Боится разрыва связей.

№ слайда 15 Ссылки на Кавказ 1) за стихотворение «Смерть поэта»2) за дуэль с французским пос
Описание слайда:

Ссылки на Кавказ 1) за стихотворение «Смерть поэта»2) за дуэль с французским посланником

№ слайда 16 Нет, я не Байрон, я другой… Характерная особенность лирики Лермонтова – тематика
Описание слайда:

Нет, я не Байрон, я другой… Характерная особенность лирики Лермонтова – тематика одиночества, противопоставление себя обществу и миру в целом, разочарованность жизнью. Эти же черты характерны и литературному течению «байронизма», которое было популярно во времена Лермонтова, но Михаил Юрьевич придал этому течению черты свои собственные, раскрасил красками своей души, хоть и сохранив единый тематический набор.

№ слайда 17 Основные направления лирики Лермонтова: 1.    О себе-поэте2.    Презрение к обще
Описание слайда:

Основные направления лирики Лермонтова: 1.    О себе-поэте2.    Презрение к обществу3.    Разочарование жизнью4.    Тема одиночества5.    Страдальческая любовь6.    Демон Лермонтова7.    О своей душе

№ слайда 18 Лермонтов о себе как о поэте «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океа
Описание слайда:

Лермонтов о себе как о поэте «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?»  Сравнивая поэта с океаном, Лермонтов подчёркивает: поэт – это прежде всего душа, способная выражать манипуляции, происходящие с ней, словами, а потому поэт с гладкой кожей на лбу , лишённой морщин, вовсе не поэт. Но всё же он гордится, что способен «холодной буквой…объяснить боренье дум», ведь «нет звуков у людей довольно сильных, чтоб изобразить желание блаженства».

№ слайда 19 Презрение к обществу «Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее — иль пуст
Описание слайда:

Презрение к обществу «Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее — иль пусто, иль темно,Меж тем, под бременем познанья и сомненья,В бездействии состарится оно». Общество – это скопище людей, равнодушных к  добру и злу, преклоняющиеся без малейших слов перед властью, уставшие от борьбы в самом начале своего пути, а перед лицом опасности пугаются, не смея ничего вымолвить. Эти люди, не успев узнать жизни, устают от неё, а тот остаток чувственности скрывают за семью печатями, а на обозрение ближним выставляют страсти, а потому уже не способны они любить и даже ненавидеть по-настоящему – самопожертвенно.

№ слайда 20 Тема одиночества «Как страшно жизни сей оковыНам в одиночестве влачить.Делить ве
Описание слайда:

Тема одиночества «Как страшно жизни сей оковыНам в одиночестве влачить.Делить веселье все готовы:Никто не хочет грусть делить». «Никто моим словам не внемлет» ,- неоднократно повторяет поэт. Непонимание – и это непонимание и становится синонимом одиночества лирического героя Лермонтова.

№ слайда 21 Страдальческая любовь «Нет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня красы твоей бл
Описание слайда:

Страдальческая любовь «Нет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня красы твоей блистанье:Люблю в тебе я прошлое страданьеИ молодость погибшую мою». Любовь лирического героя Лермонтова – эта не та любовь, то светлое чувство самопожертвования и самоотречения во имя своего возлюбленного, это всепоглощающее чувство скорби. Герой кидается в гущу любовный страстей, заранее зная, что удел любви – разочарование, смерть, забвение. И всё время, будучи сжигаемый от страсти, он корчится в муках, страдает от собственной любви!

№ слайда 22 Демон Лермонтова «Собранье зол его стихия.…Сидит уныл и мрачен он. - Он недоверч
Описание слайда:

Демон Лермонтова «Собранье зол его стихия.…Сидит уныл и мрачен он. - Он недоверчивость вселяет,Он презрел чистую любовь,Он все моленья отвергает,Он равнодушно видит кровь,И звук высоких ощущенийОн давит голосом страстей…» Слово «демон» - лишь метафора, обозначающая чувство личной непохожести на остальных, чувство, угнетающее человека, за которое он себя укоряет, но без коего не может быть и индивидуальности человека. Демон Лермонтова – это его злоба, появившаяся вследствие презрения к светскому обществу, вызванный его одиночеством.

№ слайда 23 О своей душе «Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый
Описание слайда:

О своей душе «Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.Я раньше начал, кончу ране,Мой ум не много совершит;В душе моей, как в океане,Надежд разбитых груз лежит.Кто может, океан угрюмый,Твои изведать тайны? КтоТолпе мои расскажет думы?Я — или бог — или никто!» Данное стихотворение в полноценном объёме отображает грани души Лермонтова, хотя оно и было написано в ранние годы. В нём провозглашения себя самостоятельной личностью, которой хоть и пророчат лишь подражание великому гению, она, личность Лермонтова, является иным.

№ слайда 24 На примере следующего стихотворения сделайте вывод о том, какое любимое поэтичес
Описание слайда:

На примере следующего стихотворения сделайте вывод о том, какое любимое поэтическое средство Лермонтова и его излюбленный поэтический прием

№ слайда 25 Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,Клянусь позором престу
Описание слайда:

Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,Клянусь позором преступленьяИ вечной правды торжеством.Клянусь паденья горькой мукой,Победы краткою мечтой;Клянусь свиданием с тобойИ вновь грозящею разлукой;Клянуся сонмищем духов,Судьбою братий, мне подвластных,Мечами ангелов бесстрастных,Моих недремлющих врагов;Клянуся небом я и адом,Земной святыней и тобой;Клянусь твоим последним взглядом,Твоею первою слезой,Незлобных уст твоих дыханьем,Волною шелковых кудрей;Клянусь блаженством и страданьем,Клянусь любовию моей...

№ слайда 26 Как много говорит самый стих о личности его творца, о его характере, о его страс
Описание слайда:

Как много говорит самый стих о личности его творца, о его характере, о его страсти! Любимым поэтическим средством являются антитезы — столкновение противоположных понятий: «день первый» — «день последний», «позор» — «торжество», «паденье» — «победа», «свиданье» — «разлука», «демоны» — «ангелы», «небо» — «ад», «блаженство» — «страданье»... И другой, излюбленный, поэтический прием — анафора, настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова.

№ слайда 27 В чем особенность названий стихотворений? «Нет, я не Байрон»«Я не могу не произн
Описание слайда:

В чем особенность названий стихотворений? «Нет, я не Байрон»«Я не могу не произнесть»«Я не люблю тебя, страстей…»«Я не достоин, может быть…»«Не играй моей тоской»«Я не унижусь пред тобою»

№ слайда 28 Эти стихи открываются возражением. Поэт противопоставляет себя окружающему. В ст
Описание слайда:

Эти стихи открываются возражением. Поэт противопоставляет себя окружающему. В строках чувствуется мучительная противоречивость чувств. Вот истоки тональности поэзии Лермонтова – тоски, печали, грусти, одиночества.

№ слайда 29 Так почему же в душе Лермонтова, «как в океане, надежд разбитых груз лежит»? Сос
Описание слайда:

Так почему же в душе Лермонтова, «как в океане, надежд разбитых груз лежит»? Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы... Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии. И при всем том он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

№ слайда 30 Лермонтов не находит гармонии нигде
Описание слайда:

Лермонтов не находит гармонии нигде

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru