Право на честь Презентацию выполнила: библиотекарь - краевед Резникова Марина Витальевна Саратовская область ,Питерский район С. Питерка МБУК «ПМЦБ»
Говорят, без биографии нет писателя, но верно и то, что у писателя — две биографии. И вторую биографию составляют его книги. Некогда пережитое обретает в них свою вторую жизнь. Воспоминание становится творчеством. Владимир Борисович Казаков – писатель, ветеран Великой Отечественной войны, лётчик – испытатель. Родился в Саратове. Окончил Саратовскую военно-авиационную планерную школу ВДВ и Качинскую школу летчиков-испытателей. С 1943 по 1973 год служил и работал в авиации: военным пилотом-планеристом, летчиком ГВФ, вертолетчиком, летчиком-испытателем, пилотом ГВФ. Член Союза писателей СССР. 30 лет летной работы и 12 тысяч часов в воздухе. . В 1960 г. впервые в саратовском альманахе «На Волге широкой» был напечатан его рассказ «В черных песках», а в 1962 г. вышла первая книга «Однажды в небе». Автор романа «Тревожный колокол», документальной повести «Сотвори себя» и др. Рассказы В. Казакова печатались в журналах: «Крылья Родины», «Смена», «Волга». Несколько его произведений были переведены на немецкий, французский, английский, польский, словацкий языки. С 1976 г. возглавлял Саратовскую писательскую организацию.
Так, в “Крыльях белых” автор рассказывает о людях разных профессий, работающих над созданием Як-40, своим трудом заставляющих биться “сердце птицы”. Но прежде чем рассказать о рождении современного самолета, писатель обращается к истории воздухоплавания и авиации. Он листает пожелтевшие страницы документов.
У великого русского изобретателя Александра Можайского были, оказывается, незадачливые, но упорные в достижении своих целей предшественники. Неудачи преследовали и самого Можайского. Но легендарный конструктор, адмирал русского флота Можайский все-таки построил свой “летательный снаряд”, хотя и не успел как следует его испытать.
“Вспомни, облако!” (книга первая). Здесь уже и в самом расположении материала выражена идея преемственной связи поколений. Первая часть книги — это рассказ о мужественных пионерах неба. Во второй части повествуется о героическом подвиге “крылатого чапаевца”, о той героической поре отрочества авиации, когда каждый полет становился подвигом, и о работе Валерия Чкалова, Михаила Громова и других “разведчиков будущего”. В третьей части рисуется охваченное огнем небо войны. Здесь каждая страница — быль или героическая новелла, где поэтический вымысел почти неощутим. Драматизм материала хорошо передает стиль повествования. Вот как изображаются первые минуты войны, когда еще не понять было, война это или только провокация.
Герои романа “Тревожный колокол”, опубликованного в 1979 году, тоже “вышли” из личной биографии писателя. Но пафос здесь иной. Изменился характер конфликта. Он стал напряженнее, ушел вглубь. Символично уже само название романа. Тревожный колокол — это не только далеко разносимая печальная весть об аварии. Это голос человеческой тревоги, сигнал неблагополучия в нравственных отношениях между людьми. Авария служит поводом для раздумий и споров. Когда стало известно о том, что вертолет пилота Руссова упал в море, говорят не столько об аварии (этим особо займется комиссия), сколько о самом Руссове. И оказывается, что его никто не знал как человека. Пилот Богунец, для которого Руссов был идеалом летчика, с горечью размышляет:
И я попробовал написать о комсомольцах сороковых годов, пилотах Саратовской военно – авиационной планерной школы воздушно – десантных войск. Так родилась книга «Пилоты» . Пусть читатель не ищет в повествовании подлинных имён, но дух времени я попытался сохранить неприкосновенным и в основу положить действительные события.
В книге “Сотвори себя” читатель знакомится и с академиком С.П. Королевым. Поставив рядом с этим всемирно известным человеком, горячим, неуемным и дерзким в своих замыслах, корректного, сдержанного, спокойно-деловитого Антонова, Казаков путем контраста и взаимодополняющих характеристик создал собирательный образ советских ученых, показал нравственное величие людей, представлявших цвет российской науки.
Наполеон говорил, что нет лучше солдат, чем шестнадцатилетние: они не знают, что такое страх и смерть. Мальчишкам - героям этой книги - было семнадцать! Они прошли войну и остались живы, но и в мирное время остались верны своей данной в юности клятве: "Пусть будет вечно чистым наш океан!" Вот что автор написал о своей книге: "Я попробовал написать о пилотах Саратовской военно-авиационной планерной школы воздушно-десантных войск. Пусть читатель не ищет в повествовании подлинных имён, но дух времени я попытался сохранить неприкосновенным и в основу положил действительные события".
В книгу включены остросюжетные повести «А – 7 уходят в ночь», «Время в долг» и роман «Тревожный колокол», объединённые главными героями – лётчиками войны и мирного труда. Трилогия о капитанах неба.
Книга «Право на честь» это повесть – хроника О лётчике – испытателе, изобретателе и первом в мире главном конструкторе десантной техники, комдиве Павле Игнатьевиче Гроховском , о его жизни, оборвавшейся в годы культа личности. Были , до сих пор есть и, видимо, будут люди, не приемлющие формулу М. Горького: « Безумству храбрых поём мы песню…». Хотя на словах они всегда «за». Вот такие не захотят ничего знать о возмутителе спокойствия Гроховском. Он всю жизнь шел вперёд по прямой и двигался с такой скоростью, что беда догнать не могла до тех пор, пока его грубо не остановили. Это мысль пришла мне в голову, когда я прочитал вот эти стихотворные строки: … Говорят, на заре авиации вывел ас аппарат в облака. Стал очки поправлять, озираться: видит – пуля висит у виска! Отстранил он её для порядка, и рабочая пчёлка войны Не прожгла ему даже перчатку, ибо скорости были равны. Давний слух невозможно проверить, но ведь ясного это ясней, Что живущий со скоростью смерти невредимо встречается с ней.
Представители СВВАУЛ (Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков) на 80-летии ветерана авиации, писателя Казакова Владимира Борисовича
Человек богат знаниями! Мудрость и знания в книге! Будь богатым!!!