Дата рождения: 26 сентября 1889 Дата рождения: 26 сентября 1889 Место рождени: Месскирх, Германская империя Дата смерти: 26 мая 1976 (86 лет) Место смерти: Месскирх, ФРГ Школа/традиция : Феноменология, Герменевтика, Экзистенциализм Направление: Западная Философия Период: Философия XX века Основные интересы: Онтология, Метафизика, Эпистемология, Философия Греции, технология, искусство, язык, мышление Значительные идеи: Dasein, Gestell Оказавшие влияние: Досократики, Платон, Аристотель, Дунс Скот, Кант, Шеллинг, Гегель, Кьеркегор, Ницше, Брентано, Дильтей, Гуссерль Последователи: Жан-Поль Сартр, Жак Деррида, М. Мерло-Понти, Мишель Фуко, Х.-Г.Гадамер, Ханна Арендт, Ваня Шутлич, Христос Яннарас
Ма ртин Ха йдеггер (26 сентября 1889 - 26 мая 1976) — немецкий философ. Ма ртин Ха йдеггер (26 сентября 1889 - 26 мая 1976) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.
Спорным является вопрос о отношении Хайдеггера к нацистской власти, заявлениях философа в поддержку Адольфа Гитлера. Еврейский философ Ханна Арендт, бывшая студентка и метресса Хайдеггера, сделала много для очищения его имени от подозрений в симпатиях к нацистам, заявив что его понимание их политики было «неразумны Спорным является вопрос о отношении Хайдеггера к нацистской власти, заявлениях философа в поддержку Адольфа Гитлера. Еврейский философ Ханна Арендт, бывшая студентка и метресса Хайдеггера, сделала много для очищения его имени от подозрений в симпатиях к нацистам, заявив что его понимание их политики было «неразумны
Родился в городке Месскирхе (в 80 км югу от Штутгарта) в небогатой католической семье, учился в гимназиях в Констанце и Фрайбурге. В 1909 году поступает на теологический факультет Фрайбургского университета. Родился в городке Месскирхе (в 80 км югу от Штутгарта) в небогатой католической семье, учился в гимназиях в Констанце и Фрайбурге. В 1909 году поступает на теологический факультет Фрайбургского университета. 1911 году Мартин переходит на философский факультет и заканчивает его в 1923 году, защищает две диссертации — «Учение о суждении в психологизме» и «Учение Дунса Скотта о категориях и значении». Не участвовал в Первой мировой войне из-за проблем со здоровьем. С 1915 года работает приват-доцентом на теологическом факультете Фрайбургского университета. С 1923 года преподаёт в Марбургском университете. За годы работы в Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, в частности после выхода в 1927 году трактата «Бытие и время». К этому периоду относятся также такие труды, как «Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика», «О сущности основания».
В 1928 году возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля; В 1928 году возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля; Хайдеггер соглашается возглавить Фрайбургский университет, в 1933 году вступает в НСДАП, принимает участие в политической деятельности. Остаётся членом НСДАП до самого окончания Второй мировой войны. С 1945 по 1951 года Хайдеггеру запрещается преподавать из-за его связей с нацистским режимом. В 1947 году публикуется «Письмо о гуманизме», в котором Хайдеггер чётко определяет отличия своего учения от экзистенциализма и новоевропейского гуманизма. Работы послевоенного периода вошли в сборники «Лесные тропы» (1950), «Доклады и статьи» (1954), «Тождество и различие» (1957), «На пути к языку» (1959) и другие. Выходят курсы лекций «Что такое мышление?» (1954), двухтомник «Ницше» (1961) и многие другие труды. Умер 26 мая 1976 года.
Философия Хайдеггера основана на соединении двух фундаментальных наблюдений мыслителя. Единство этих двух мыслей в том, что обе они непосредственно связаны с временем. Dasein заброшено в уже существующий мир, что означает не только временной характер бытия, но и влечет за собой возможность использования уже устоявшейся терминологии Западной философии. Для Хайдеггера, в отличие от Гуссерля, философская терминология не может быть оторвана от истории использования этой терминологии, поэтому истинная философия не должна избегать конфронтации вопросов языка и значения. Экзистенциальная аналитика «Бытия и времени», таким образом, явилась только первым шагом в хайдеггеровской «деструкции» (Destruktion) истории философии, то есть в трансформации её языка и значения, что делает экзистенциальную аналитику всего лишь своего рода частным случаем (в том смысле, в котором, например, Специальная теория относительности является частным случаем ОТО).
Трактат «Бытие и время» (нем. Sein und Zeit) был опубликован в 1927 году и стал первой академической книгой Хайдеггера. Публикация давала возможность получить право на кресло Э. Гуссерля в Фрайбургском университете, и успех работы гарантировал ему назначение на этот пост. Исследование бытия будет вестись Хайдеггером через интерпретацию особого вида бытия, человеческого бытия (Dasein). Только для него бытие и является вопросом. В книге исследование ведется через освещение таких тем, как смертность, тревога (не в обычном, а в экзистенциальном смысле), временность и историчность. Хайдеггером намечалась вторая часть книги, смысл которой состоял в «деструкции» (Destruktion) истории философии, но он не претворил в жизнь свои намерения. «Бытие и время» повлияло на многих мыслителей, включая таких известных экзистенциалистов, как Жан-Поль Сартр.
На взгляды Хайдеггера оказали влияние много мыслителей и философов: На взгляды Хайдеггера оказали влияние много мыслителей и философов: Сёрен Кьеркегор Фридрих Гёльдерлин Фридрих Ницше Аристотель Парменид
Концепция «тревоги» (в экзистенциальном смысле), осознания смертности (бытия-к-смерти) Хайдеггера во многом основывались на размышлениях Кьеркегора. Также он повлиял на понимание нашего субъективного отношения к правде, нашей экзистенции перед лицом смерти, временности экзистенции и важности утверждения нашего всегда глубоко индивидуального бытия-в-мире.
Гёльдерлин и Ницше оказали сильнейшее влияние на становление Хайдеггера как философа, и множество его лекционных курсов были посвящены им, особенно в 1930-х и 1940-х. Лекции о Ницше были основаны в основном на тех посмертно изданных материалах, которые должны были составить его труд «Воля к власти». Опубликованным же при жизни работам Ницше Хайдеггер уделял куда меньше внимания. Хайдеггер считал «Волю к власти» Ницше кульминацией Западной метафизики, и его лекции были построены в духе диалога двух мыслителей.
Этические, логические и метафизические работы Аристотеля оказали огромное влияние на формировавшиеся взгляды Хайдеггера в период 1920-х. При чтении классических трактатов Аристотеля Хайдеггер яростно оспаривал традиционный латинский перевод и схоластическую интерпретацию его взглядов. Особенно важной была его собственная интерпретация «Никомаховой этики» Аристотеля и некоторых трудов по метафизике. Эта радикальная интерпретация греческого автора впоследствии оказала влияние на важнейшее произведение Хайдеггера — «Бытие и время».
Важнейшие мысли о бытии высказал ещё Парменид. Хайдеггер намерен был определить заново важнейшие вопросы онтологии, касающиеся бытия, которые, как он считал, были недооценены и забыты метафизической традицией начиная с Платона. В попытках придать свежее толкование вопросам бытия Хайдеггер уделил огромное количество времени изучению мысли древнегреческих авторов доплатоновского периода: Парменида, Гераклита и Анаксимандра, а также трагедии Софокла. Важнейшие мысли о бытии высказал ещё Парменид. Хайдеггер намерен был определить заново важнейшие вопросы онтологии, касающиеся бытия, которые, как он считал, были недооценены и забыты метафизической традицией начиная с Платона. В попытках придать свежее толкование вопросам бытия Хайдеггер уделил огромное количество времени изучению мысли древнегреческих авторов доплатоновского периода: Парменида, Гераклита и Анаксимандра, а также трагедии Софокла.
Дата рождения: 21 июня 1905 Дата рождения: 21 июня 1905 Место рождения: Париж, Франция Дата смерти: 15 апреля 1980 (74 года) Место смерти: Париж, Франция Школа/традиция: экзистенциализм, марксизм Направление: Европейская философия Период: Философия XX века Основные интересы: метафизика, эпистемология, этика, политика, феноменология, онтология Значительные идеи: неопределённость развития событий, трансцендирование Оказавшие влияние: Кант, Артур Шопенгауэр, Гегель, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль, Хайдеггер, Маркс, Бергсон Последователи: Бовуар, Фанон, Эчеверриа
Жан-Поль Шарль Эма р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии). Жан-Поль Шарль Эма р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).
Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу («Эколь нормаль») в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником. Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира. После неоднократных угроз французских националистов ими была взорвана его квартира в центре Парижа.
Отстаивание своей позиции проходило не в безопасности: квартира Сартра два раза взрывалась, а редакцию Les Temps modernes пять раз захватывали боевики-националисты. Отстаивание своей позиции проходило не в безопасности: квартира Сартра два раза взрывалась, а редакцию Les Temps modernes пять раз захватывали боевики-националисты. Сартр активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. Сартр был участником революции во Франции 1968 года, в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П.Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль то он приказал выпустить Сартра сказав «Франция Вольтеров не сажает». Жан-Поль Сартр умер в 1980 году, и в последний путь его провожали 50 000 человек.
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное . Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа. Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное . Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа. Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована; подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от , а, следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю. С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована; подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от , а, следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю. Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком. Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.
Фри дрих Ви льгельм Ни цше (15 октября 1844 —25 августа1900), —немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фри дрих Ви льгельм Ни цше (15 октября 1844 —25 августа1900), —немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.
Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и Общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и Общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.
Родился в Рёккене(недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). Родился в Рёккене(недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). Во время обучения в гимназии проявил способности к филологии и музыке. Его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения. Прекратил заниматься музыкальной композицией в 29 летнем возрасте, после того как подвергся критике со стороны ведущих музыкантов своего времени Ганса фон Бюлова за своё фортепианное сочинение «Манфред размышляющий» и Вагнера за пьесу «Отзвук новогодней ночи».
В 1864- 1869гг Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также оказала влияние дружба с Рихардом Вангером, продолжавшаяся три года. Когда началась франко-прусская война, он хотел попасть на фронт, но в силу того, что жил в нейтральном государстве — Швейцарии, он смог попасть туда только в качестве санитара. От раненых он подхватил множество болезней, в частности дифтерию и дизентирию. В 1864- 1869гг Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также оказала влияние дружба с Рихардом Вангером, продолжавшаяся три года. Когда началась франко-прусская война, он хотел попасть на фронт, но в силу того, что жил в нейтральном государстве — Швейцарии, он смог попасть туда только в качестве санитара. От раненых он подхватил множество болезней, в частности дифтерию и дизентирию.
Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году в возрасте 25 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета. С перерывами на болезни и участие во Франко-прусской войне 1870-1871гг. он проработал там около 10 лет. В это время Ницше являлся гражданином мира, поскольку в самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства. Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году в возрасте 25 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета. С перерывами на болезни и участие во Франко-прусской войне 1870-1871гг. он проработал там около 10 лет. В это время Ницше являлся гражданином мира, поскольку в самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства.
В 1879г Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья). В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии(в окрестностях горы Санкт-Мориц, Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему в конце 1880-х годов. В 1879г Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья). В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии(в окрестностях горы Санкт-Мориц, Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему в конце 1880-х годов.
Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889г в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание сифилисом, спровоцировавшим безумие; а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов. Философ немедленно был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900.Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные. Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889г в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание сифилисом, спровоцировавшим безумие; а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов. Философ немедленно был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900.Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.
Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.
Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» , тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» , тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти.
Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком». Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».
В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения. В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.
Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживаниене что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!» Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживаниене что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!»
Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Разум и все так называемые духовные ценности — это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилтзма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся decadence (декаданс). Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Разум и все так называемые духовные ценности — это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилтзма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся decadence (декаданс).
Большинство читателей Ницше предполагают, что он полностью отвергает мораль. На самом деле он призывает к тому, чтобы мораль шла не из каких-то внешних источников: религия, законы, правила поведения и тому подобное, а была рождена внутри человека, его собственным сознанием. Когда она идёт от души, а не вследствие какого-либо принуждения, тогда она является истинной. Большинство читателей Ницше предполагают, что он полностью отвергает мораль. На самом деле он призывает к тому, чтобы мораль шла не из каких-то внешних источников: религия, законы, правила поведения и тому подобное, а была рождена внутри человека, его собственным сознанием. Когда она идёт от души, а не вследствие какого-либо принуждения, тогда она является истинной.
-Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних -Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних -Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его - или отстал от него -С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу.
Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»… Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»… Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия. Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы… "Цель", "надобность" достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её
Дата рождения: 6 мая 1856 Дата рождения: 6 мая 1856 Место рождения: Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор (Příbor), Чехия), улица Замечницкая (Zámečnická ulice), дом 117 Дата смерти: 23 сентября 1939 (83 года) Место смерти: Лондон, Maresfield Gardens 20 Научная сфера: австрийский психиатр и основатель психоаналитической школы Подпись:
Зи гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Зи гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
Основные положения теории сновидений Фрейда гласят: Основные положения теории сновидений Фрейда гласят: Сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания. Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами. Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в книге «Толкование сновидений» (1900), — его первой крупной работе по психоанализу, которая осталась и одним из основных его трудов
Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания). Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания). В ранних работах Фрейда (до 1920 г.) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»). Впоследствии основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности. В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Суперэго). «Оно» представляет бессознательные влечения, «Я» — принцип реальности. «Сверх-Я» формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины. Большая часть современных психоаналитиков не признает подавленную сексуальность источником всех психических расстройств, преимущественно сексуальное значение образов в сновидениях также подвергается сомнению. В то же время введенное Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности. Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века.
Фрейд был убежденным атеистом. Фрейд был убежденным атеистом. В своей книге «Будущее одной иллюзии» Фрейд отзывается о религии как об иллюзии, которая является, «по-видимому, самым главным из психических изобретений цивилизации». Он приходит к выводу, что все религиозные верования являются «иллюзиями, неподверженными доказательствам». Впрочем, можно предположить, что у каждого из нас есть свой «пунктик», и мы ведем себя подобно параноику, желая своими мечтаниями исправить ту или иную невыносимую сторону мира, привнося свои иллюзии в реальность. На особую значимость претендует тот случай, когда множество людей совместными усилиями пытаются обеспечить себе счастье и защиту от страданий путем иллюзорного преобразования действительности. Мы должны признать религии человечества видами такого массового безумия. Естественно, каждый, сопричастный этому безумию, таковым себя не считает. Изучая христианство, он сделал вывод, что «нет недостатка в исследователях, удивлявшихся сходству между обрядом христианского причастия и тотемным пиршеством»
Фрейд некоторое время употреблял кокаин и даже прописывал его своим пациентам. Позднее он признал это вещество опасным наркотиком и отказался от него в своей практике. Фрейд некоторое время употреблял кокаин и даже прописывал его своим пациентам. Позднее он признал это вещество опасным наркотиком и отказался от него в своей практике.
Предметная область аксиологии как философской теории ценностей- вся аксиосфера социума, т.е. весь мир ценностей. Главная задача любого варианта аксиологии- показать как возможна ценность в общей структуре бытия. В истории аксиологии можно обнаружить несколько впечатляющих попыток настроения иерархии ценностей. Предметная область аксиологии как философской теории ценностей- вся аксиосфера социума, т.е. весь мир ценностей. Главная задача любого варианта аксиологии- показать как возможна ценность в общей структуре бытия. В истории аксиологии можно обнаружить несколько впечатляющих попыток настроения иерархии ценностей. Наиболее развернутую конструкцию ценностей иерархии мы находим в работах немецкого философа Макса Шелера (1874-1928).Врожденная интуиция, с его точки зрения, расставляет объективные ценности, в нужном порядке. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей. Личность является носителем ценностей, которые постигаются благодаря любви. Специфика любви в том, что она может быть направлена на личность как носителя ценности, но не ценность как таковую. Любовь есть акт восхождения, который сопровождается мгновенным прозрением высшей ценности.
Идея Бога рассматривается Шелером как высшая ценность. Более того, Бог- гарант ценностей. Обратное движение от высшей до низшей ценности есть ненависть. «Воля к ценности» определяет вектор движения по аксиологической шкале: либо восхождение, либо нисхождение. Ценности тем выше, чем они долговечнее, чем менее причастны делимости, и, наконец, чем глубже удовлетворение, которое они дают. Таковы установленные Шелером принципы ранжирования аксиологической шкалы. Идея Бога рассматривается Шелером как высшая ценность. Более того, Бог- гарант ценностей. Обратное движение от высшей до низшей ценности есть ненависть. «Воля к ценности» определяет вектор движения по аксиологической шкале: либо восхождение, либо нисхождение. Ценности тем выше, чем они долговечнее, чем менее причастны делимости, и, наконец, чем глубже удовлетворение, которое они дают. Таковы установленные Шелером принципы ранжирования аксиологической шкалы. Исходя из предложенной установки, в таблице ценностей наименее долговечными являются «приятного», связанные с удовлетворением чувственных потребностей человека, которые в наибольшей степени делимы и дают самое мимолетное удовлетворение. Намного выше рангом эстетические ценности и ценности познания- они не делимы, и поэтому все участвующие в созерцании красоты и познании истины, получают долговечное духовное удовлетворение.
Высшей, по Шелеру, выступает ценность святости, которая наиболее глубоко связует всех причастных опыту священного. По мнению Шелера, человек занимает в космосе особое место именно благодаря связи с ценностями, как космические начала. Поэтому человек есть место встречи бытия с Богом. Высшей, по Шелеру, выступает ценность святости, которая наиболее глубоко связует всех причастных опыту священного. По мнению Шелера, человек занимает в космосе особое место именно благодаря связи с ценностями, как космические начала. Поэтому человек есть место встречи бытия с Богом. Аксиология Шелера является иллюстрацией знаменитой мысли Фридриха Ницше из его философской поэмы "Так говорил Заратустра" о том, что не вокруг творцов нового шума, а вокруг творцов новых ценностей вращается мир.
Англия Англия 1. Дух викингов 2. Личная независимость 3. Индивидуализм 4.Ответственность перед собой, самоопределение, решимость, инициатива 5. Быть свободным 6. “Я” 7. Общество 8. Либерализм (“каждый за себя”) 9. Общее чувство удачи, счастья, этика успеха 10. Богатство 11. Классовое сознание 12. Внутреннее рабство 13. Английская школа эгоизма и сенсуализма (конец XVII – начало XVIII в.) 14. Счастье, польза, утилитаризм 15. Различие богатства и бедности 16. Капитализм (богатство, социализм миллиардеров) 17. Хозяйственный либерализм 18. Инстинкт морского разбойника островного народа; накопление личного достатка, уничтожение конкурентов, “свободная торговля” 19. Плутократия 20. Мировой грабеж
Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 - 1936) вошёл в историю философской мысли как автор “Заката Европы” (1т. – 1918г., 2т. – 1922г.) Шпенглер ставит перед собой поистине глобальную задачу: проследить судьбу европейской культуры, воссоздать историческую картину мира. Традиционному европоцентризму немецкий культурофилософ противопоставляет учение о множестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Таких великих культур, по Шпенглеру, восемь: 1). Египетская; 2.) вавилонская; 3). Индийская; 4). Китайская; 5). Греко – римская (апполоновская); 6). Византийско – арабская (магическая); 7).Западно – европейская (фаустовская); 8). Народа майя. Семь культур из этого списка умерло, а одна – фаустовская – существует ныне.
Культура, по Шпенглеру, это организм, обладающий жестокой сквозной структурой, абсолютно замкнутый, как монада Лейбница, и совершенно уникальной. Подобная замкнутость, полагает Шпенглер, доказывает, что не существует единой линии развития человечества, преемственности культур, а так же свидетельствует об абсолютной “ непроницаемости” культур друг для друга. Каждый культурно – исторический организм проходит в своём развитии следующие фазы: 1)мифосилеволическую, раннюю культуру; 2). метафизико – религиозную высокую культуру; 3). позднюю, окостеневшую культуру, переходящую в цивилизацию. Культура, по Шпенглеру, это организм, обладающий жестокой сквозной структурой, абсолютно замкнутый, как монада Лейбница, и совершенно уникальной. Подобная замкнутость, полагает Шпенглер, доказывает, что не существует единой линии развития человечества, преемственности культур, а так же свидетельствует об абсолютной “ непроницаемости” культур друг для друга. Каждый культурно – исторический организм проходит в своём развитии следующие фазы: 1)мифосилеволическую, раннюю культуру; 2). метафизико – религиозную высокую культуру; 3). позднюю, окостеневшую культуру, переходящую в цивилизацию.
Весь цикл, с т. зр. Шпенглера, длится в среднем около 1200 – 1500 лет. Цивилизация обладает одними и теми же признаками везде. Она есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, возврат в “небытие” культуры. История, как полагает Шпенглер, - это процесс денатурализации человека. На смену бессубъектным структурам истории пришли культуры, основанные на расовом единстве. Во втором томе “Заката Европы” немецкий мыслитель вводит понятие расы как первоосновы историю Предельно политизированная культурология Шпенглера строится на идее предопределённости гибели Запада. Весь цикл, с т. зр. Шпенглера, длится в среднем около 1200 – 1500 лет. Цивилизация обладает одними и теми же признаками везде. Она есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, возврат в “небытие” культуры. История, как полагает Шпенглер, - это процесс денатурализации человека. На смену бессубъектным структурам истории пришли культуры, основанные на расовом единстве. Во втором томе “Заката Европы” немецкий мыслитель вводит понятие расы как первоосновы историю Предельно политизированная культурология Шпенглера строится на идее предопределённости гибели Запада.
Сенсационный успех “Заката Европы” отодвинул на второй план другие сочинения Шпенглера. Особый интерес среди них представляет книга “Пруссачество и социализм”, в которой изложена политическая доктрина Шпенглера. Социально – политическая философия Шпенглера может быть адекватно понята только в контексте всей немецкой консервативной мысли. В начале XX века содержание “консервативной революции” в Германии может быть выражено двумя броскими лозунгами: “Никакого американского будущего” (Ницше) и “Мир принадлежит герою, а не торговцу” (Меллер Ван ден Брук, один из лидеров националистического движения). Противопоставление английского и немецкого духа – по существу исчерпывает всю проблематику работы “Пруссачество и социализм”. Сенсационный успех “Заката Европы” отодвинул на второй план другие сочинения Шпенглера. Особый интерес среди них представляет книга “Пруссачество и социализм”, в которой изложена политическая доктрина Шпенглера. Социально – политическая философия Шпенглера может быть адекватно понята только в контексте всей немецкой консервативной мысли. В начале XX века содержание “консервативной революции” в Германии может быть выражено двумя броскими лозунгами: “Никакого американского будущего” (Ницше) и “Мир принадлежит герою, а не торговцу” (Меллер Ван ден Брук, один из лидеров националистического движения). Противопоставление английского и немецкого духа – по существу исчерпывает всю проблематику работы “Пруссачество и социализм”.