Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Проект подготовила: ученица 5 А класс Бондаренко Снежанна
Тема моего исследования: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».Цель исследования: выяснить Баба Яга добрая старушка или злая ведьма.
Результаты социологического опроса:В опросе участвовали 12 человек из 5 – х классовПочему у Бабы Яги такой необычныйвид и образ жизни?Злым или добрым являетсясказочный персонаж Баба Яга?
Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх воплощениях:
Яга-богатырша Обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.
Баба Яга-дарительница Она принимает героя, иногда испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч - кладенец, волшебный клубок.
Яга-похитительница Яга крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю.Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.
Яга – хранительница Яга – хранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой.Ягу можно считать некой "привратницей" , стерегущей границу между миром живых и мёртвых.
Как же пришла в народную сказку «избушка на курьих ножках»?Избушка на курьих ножках это широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Избушка смоделирована по образу славянского погоста – маленького домика мёртвых на опорах-столбах. В сказках они представлены как куриные ножки не случайно. Курица - священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов.
В «урах» - культовых амбарчиках обычно находились куклы - иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.
Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.
На службе у Бабы - Яги ветры и лесные звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.
Баба Яга в волшебных сказках выступает в них не только как добрая колдунья-помощница в пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Внешность у неё соответственная: длинные распущенные волосы – признак нечеловеческой силы и необъяснимых колдовских способностей; она не ходит, а летает в ступе, заметая помелом свой след, потому что она ближе к царству мёртвых и появление её в мире живых не должно быть замеченным.
Яга - пограничница: у неё «костяная нога». Выражение «одной ногой в гробу» позволяет нам говорить о Яге ещё и как о «живом трупе», проживающем как раз на границе двух миров.
Со временем представление о Бабе Яге как о «живом трупе» рассеялось, и мы видим её в сказках чаще всего в образе доброй лесной старухи.