БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ПО КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ.«Работа со словарями и Интернет-ресурсамипо сказкам А.С. Пушкина» Составитель: Калинина М.Н., библиотекарь МОУ ООШ № 41
Александр Сергеевич Пушкин
Цель урока: Использование возможностей квест-технологии и словарей при поиске информации для формирования информационной культуры учащихся на примере сказок Пушкина.Актуальность формы проведения урока :Без информационной культуры невозможно успешное развитие человека , живущего в информационном обществе.
Новизна в использование технологии веб-квестовКвест –уроки представляют собой систему занятий, состоящую из комплекса заданий , выстроенных по принципу «от простого к сложному», с повышением доли самостоятельности учащихся при выполнении заданий, изменением требований к уровню оценки деятельности учащихся, увеличением темпа занятий;Система занятий по квест – технологии может быть рассчитана на несколько занятий.
Технология проведения урокаУрок представляет собой презентацию возможностей квест – технологий. Будут представлены фрагменты различных этапов уроков, с помощью групповой формы работы учащихся. Эти этапы будут представлены последовательно, что даст возможность составить целостное представление о данной системе занятий. Учащиеся могут самостоятельно выполнять задания, и тогда урок можно провести как обобщающий. А можно провести поэтапно, т.е каждый этап проводится под контролем библиотекаря. А последний урок- обобщающий. Это зависит от уровня владения учащимися информационными ресурсами.
Этапы работыПервый этап. Учащиеся впервые сталкиваются с подобным заданием. Они получают первичную информацию о теме и начинают с ней работать.Второй этап. Учащиеся находятся в процессе сбора, анализа и интерпретации полученной на прошлом уроке информации.Третий этап. Реализация коммуникативных и информационных компетенций с помощью квест- технологии . Учащиеся демонстрируют результаты коллективной работы. На каждом этапе библиотекарь обобщает и подводит итог
Ход занятий. Класс разделен на три группы, которым выдаются задания, оформленные на карточках:1 группа- «Культурологи»- Найти в сети Интернет иллюстрации, музыкальные произведения к сказкам А.С. Пушкина.2 группа «Историки»- Найти информацию об истоках сказки ( на выбор), о появлении сюжета сказки, выбрать понравившиеся примеры для будущей презентации или рукописной книги;3 группа- «Специальные корреспонденты» - назвать книжные источники информации (словари), дать характеристику источнику информации, составить «словарики сказочных слов».
Результаты поиска:А. Куркин (1961г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
И. Билибин«Сказка о царе Салтане…»
Зворыкин Б. «Сказка о золотом петушке…»
КомпозиторыН. И. Глинка(1804-1857) Русский композитор, первый классик русской музыки, чье имя неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Создал музыку к опере «Руслан и Людмила».
КомпозиторыН. А. Римский-Корсаков (1844-1908)Русский композитор, создавший оперу к сказкам А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о золотом петушке».
Представление конечного продукта (квест- технология). Работа проводится группах . Шаги маршрута 1. Из предложенных разноцветных шариков необходимо взять шарик того цвета, который получается, если смешать красный и зеленый цвета. Только в нем будет следующее задание.(СИНИЙ)
Найди лишнего героя2.Найди лишнего героя .Перед вами герои различных сказок. Вам необходимо выбрать только тех героев, которые из сказок А. Пушкина, (посчитай количество лишних героев).
Шаги маршрута3. К количеству лишних героев прибавь количество букв, которое есть в имени няни поэта. Полученное число раздели на 3 и выбери конверт с таким номером, (только в нем будет задание)1+5=6:3=2
Шаги маршрута4. Задание в этом конверте:Перед Вами словари, они все пронумерованы 1-Толковый словарь;2-Фразеологический;3-Словарь синонимов;4-Словарь антонимов;-5-Орфографический К какому словарю мы обратимся, напиши номера этих словарей: Какое значение имеет слово «утварь»? Подобрать родственные по смыслу слова к слову «горница»; Как написать слово «полати»? 1+3+5
Шаги маршрута5.Сложи числа словарей, которыми ты пользовался. К полученному числу прибавь номер конверта, в котором было задание. От этого числа отними число, соответствующее количеству букв в слове, толкование которого следующее: «В древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни». (1+3+5)=9+2=11-5=6
Шаги маршрута6. К полученному числу прибавь количество букв, соответствующее количеству букв имени царя, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан. От этого числа отними последнюю цифру года рождения поэта. Выбери словарь под этим номером и расскажи о его предназначении (приведи пример из этого словаря) 6+5=11-9=2
Фразеологический словарь Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Во фразеологических словарях разъясняется значение фразеологизмов, показано, как следует использовать их в речи. Расположены фразеологизмы в алфавитном порядке. Бить баклуши- бездельничать Сломя голову- быстро
Шаги маршрута7. К полученной цифре прибавь количество букв сказочного острова в сказках поэта. Столько же букв будет в ответе следующего ребуса.2+4=6
Шаги маршрута8. Ребус:Сложи ответ по первым буквам:1 буква- герой, про которого говорят , что он золотой(название есть в заглавии сказки);2 буква- слово, которое Вы искали в Толковом словаре;3 буква- имя сказочной царицы, которую попросил мудрец у царя за золотого петушка;4 буква- кто ходил по золотой цепи у Лукоморья;5 буква- десятая буква алфавита;6 буква- третья буква словаря, в котором можно найти родственное по смыслу слово.ПУШКИН !!!
МОЛОДЦЫ!