Н.А.Некрасов «Элегия» Опыт анализа
продолжить ознакомление с тематикой лирики Н.А. Некрасова;показать значение элегии в творчестве поэта;совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Словарная работа:элегия, синекдоха, пауза, эмоциональный тон, эпитет, синонимы, антонимы, сравнения.Методические приемы: групповая работа, сообщения учеников, выразительное чтение.
Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам… Р. Гамзатов План: 1.Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. 2. «Самые задушевные и любимые стихи» 3.Композиция стихотворения: а) эмоциональный тон первой части; б)вторая часть элегии; развитие темы поэта и поэзии; в)третья часть; размышления о жизни людей; г)четвертая часть; призыв поэта. 4. Элегия – живой жанр.
Н.А. Некрасов – один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт – новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.
Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горестью; посвященное любовным мотивам или содержащее размышления о жизни, людях.Элегия – стихотворение – раздумье, грустное по тональности.
Пускай нам говорит изменчивая мода,Что тема старая – «страдания народа»И что поэзия забыть ее должна,-Не верьте, юноши! не стареет она.О, если бы ее смогли состарить годы!Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народыВлачатся в нищете, покорствуя бичам,Как тощие стада по скошенным лугам,Оплакивать их рок, служить им будет муза,И в мире нет прочней, прекраснее союза!..Толпе напоминать, что бедствует народВ то время, как она ликует и поет,К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..
Докажите, что это элегия.Кому посвящена «Элегия»? Что вы знаете о ней?Кому посвящен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»? И почему?
Сообщение ученика Александр Николаевич Ераков (1817 – 1886) - инженер, друг Некрасова, муж его сестры. Был инженером – путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его первой жены сестра Некрасова – Анна Алексеевна – воспитывала детей Еракова, а позже вышла замуж за него. 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».
Композиция стихотворения показывает путь исследования: от одной части к другой (каждая представляет интонационно – смысловое единство)..Кому адресована элегия? «Не верьте, юноши!» Юноши – синекдоха, и речь идет о молодом поколении в целом.
«Словарь – справочник лингвистических терминов» Синекдоха (греч. synekdoche – соподразумевание) – перенос значения с одного явления на другое; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот, единственное число вместо множественного числа.Юноши – молодое поколение в целом. Молодежь -будущее страны.
«Элегия» - полемика с теми, кто считал, что «тема старая – страдания народа». Поэт не случайно употребил кавычки?«Не верьте, юноши! не стареет она»Для чего здесь пауза?«Словарь – справочник лингвистических терминов»Пауза (лат. pausa от греч. pausis – прекращение). Временная остановка звучания, разрывающая поток речи.Пауза – перерыв в звучании, служащий словоразделом.
I.Каков эмоциональный тон первой части?Настроение лирического героя? Увы – междометие; восклицание, обозначающее сетование, сожаление. Увы – настроение горечи, печали.
II. Размышления о жизни людей, о жизни целых народов.…народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,Как тощие стада по скошенным лугам.1) «Влачатся» - в чем смысл глагола? – I группа.2) Подберите синоним к эпитету ТОЩИЙ – II группа. «Словарь синонимов» ТОЩИЙ – отощалый, худущий, худой, мощи, одни кости, можно ребра пересчитать, худой, как щепка. ВЫВОД: точность, емкость, неожиданность эпитета – один из показателей мастерства художника.
Найдите сравнения. Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.Почему народы уподоблены стадам?Почему поэт пишет «пока народы»?
Вопрос о положении народа = вопросу о роли поэта в обществе. муза = лира поэзия синонимы Лира должна служить обездоленным, «оплакивать их рок», «к народу возбуждать вниманье сильных мира», тех, кто имеет власть.
Площадь заполнена народомПлощадь заполнена толпойВ каком значении употреблены здесь слова народ толпа «то же, что люди, скопление людей» синонимы
Лира должна «Толпе напоминать, что бедствует народ, / В то время, как она ликует и поет?»Кому должна?1.Толпа = богатые, влиятельные люди Кто «ликует или и поет»?2.Толпа = народ
Вывод: Толпа – действительно скопление людей, но живущих исключительно мелочными заботами, равнодушных ко всему, это не затрагивает их личного благополучия.«Толпа ликует и поет», не обращая внимания на страдания ближних. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей», - писал М.П.МусоргскийТогда: народ толпа антонимы
Я лиру посвятил народу своему.Быть может, я умру неведомый ему,Но я ему служил – и сердцем я спокоен…Пускай наносит вред врагу не каждый воин,Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…Я видел красный день: в России нет раба!И слезы сладкие я пролил в умиленьи…«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, -Шепнула муза мне. – Пора идти вперед:Народ освобожден, но счастлив ли народ?...»
Как развивается здесь тема поэта и поэзии?Воинвраг поэзия для Некрасова – грозное оружиевредбойЧто значит служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»? Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…Вывод: «Элегия» - обращенный к молодежи призыв бороться за подлинное счастье народа.
.Как воспринял лирический герой реформу? ликует как и толпа Я видел красный день: в России нет раба!И слезы сладкие я пролил в умиленье..Когда лирический герой перестал быть человеком толпы?Народ освобожден, но счастлив ли народ? - вопросительное предложение в конце второй части.
III часть элегии Размышление о жизни людей.Свобода, наконец, внесла ли перемену в народные судьбы?Лирический герой должен увидеть все: жизнь крестьянина от младенчества до старости, женскую долю, судьбу мужчинЕсть ли в «Элегии» ответ на вопрос, поставленный в стихотворении?
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,Старик ли медленный шагает над сохою,Бежит ли по лугу, играя и свистя,С отцовским завтраком довольное дитя,Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы – Ответа я ищу на тайные вопросы,Кипящие в уме: «В последние годаСносней ли стала ты, крестьянская страда?И рабству долгому пришедшая на сменуСвобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?Иль так же горестен нестройный их напев?...»
Ответ содержится в самом начале стихотворения:Пускай нам говорит изменчивая мода,Что тема старая- «страдания народа»И что поэзия ее забыть должна, -Не верьте, юноши! не стареет она.О, если бы ее смогли состарить годы! Лирический герой уверен, что тема «страданий народа» не устарелаобращено стихотворение к молодежи.Н.А.Некрасову важно было показать, как он пришел к выводу о необходимости продолжения борьбы за народное счастье, важно чтобы ему поверили!
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,По нивам, по лугам, уставленным стогами,Задумчиво брожу в прохладной полутьме,И песнь сама собой слагается в уме,Недавних, тайных дум живое воплощенье:На сельские труды зову благословенье,Народному врагу проклятия сулю,А другу у небес могущества молю,И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,И лес откликнулся… Природа внемлет мне,Но тот, о ком пою в вечерней тишине,Кому посвящены мечтания поэта –Увы! не внемлет он – и не дает ответа…
IV часть Призыв поэта не услышан.Поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню:…И песнь сама собой слагается в уме…И песнь моя громка!.Услышан ли призыв поэта в последней части?Но! Тот, о ком пою в вечерней тишинеКому посвящены мечтания поэта-Увы! Не внемлет он - и не дает ответа.
Но → Можно не услышать призыв поэта?!↓Противительный союзУвы → Проявляется свойственное жанру настроение ↓ грусти, горечи, печалиМеждометие Природа → ? ← Народ ↓ ↓ ( «…внемлет мне») («…не внемлет мне и не дает ответа»).Так когда же будет счастлив народ?
Когда перестанет безмолвствовать,«покорствовать бичам»,послушным стадом влачиться в нищете ↓ То есть перестанет быть толпой!Какой знак стоит в конце стихотворения?Каждая часть «Элегии» заканчивается этим знаком, напоминает отрывок, обозначает, что все еще может измениться.Каков он сам, поэт Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия»? Что можно сказать о поэте, прочитав «Элегию»?
Дайте доказательства:Н.А.Некрасов- Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать.- Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести.- В главном он, человек и поэт, уверен:жить можно только в служении народу – не себе. Нельзя быть счастливым, пока «народ в беде»Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни.Вспомните признаки , присущие элегии, особенности жанра, позволившие автору лучше всего передать его «самые задушевные мысли»
Русская литература 19 века.10класс. Учебник для ОУ в 2 ч. ч.2.(В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина и др.),2006 «Просвещение»Русская литература 19 века. 10 класс Практикум. Учебное пособие для учащихся ОУ.(Г.И.Беленький, Э.А.Красновский), «Просвещение»Литература. 10 кл.Учебное пособие для ОУ. В 2 ч. (В.Г.Маранцман, М.А.Мирзоян), «Просвещение»Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для ОУ. В 2 ч. (Ю.В.Лебедев), «Просвещение»Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М., «Просвещение»Литература в школе. № 1, 2001 В.А.Морар – Стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия» Поурочные разработки по литературе 19 в. : 10 класс – М.: ВАКО, 2007г.