Василий Андреевич Жуковский. Слово о поэте и его романтической балладе «Лесной царь»
Цель урока: познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы;определить особенности романтической баллады на примере произведения Жуковского «Лесной царь».сравнить тексты баллады Гёте и ЖуковскогоПримечание В основе педагогической мастерской – индивидуальная или групповая самостоятельная работа учеников по изучению нового материала без предварительного объяснения его учителем. Ученики прорабатывают и преобразовывают текст учебника или дополнительный материал в план, тезисы, сравнительные таблицы и самостоятельно добывают новые знания из книг, а не со слов учителя.
Его стихов пленительная сладостьПройдет веков завистливую даль,И, внемля им, вздохнет о славе младость,Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость. А.С.Пушкин «К портрету Жуковского»
«Весь мир в мою теснился грудь…» Василий Андреевич Жуковский… Кто он? Задание I. Познакомьтесь с содержанием статьи учебника (с. 58-59). Составьте тезисный план. Прочтите тезисы, дополните при необходимости свои записи. Скажите, можно ли назвать Жуковского обыкновенным человеком?
Василий Андреевич Жуковский… Кто он? Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт… Да, все это один человек! «Весь мир в мою теснился грудь…», - сказал о себе Жуковский. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии.
Примерная запись в тетради: В.А.Жуковский – большой оригинальный поэт, открывший новый век в отечественной литературе Поэзия Жуковского пронизана высокой человечностью – автор любит человека, сострадает ему в горе, радуется его победам и верит в добрые начала душиНезаконнорожденный сын помещика Бунина – Жуковский считал, что в земных отношениях все зависит не от социальных условий, а от самих людей, от меры их человеколюбияПо словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию.Жуковский писал стихотворения, элегии, послания, балладыБаллады Жуковского:русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.;рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург» и др.;античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и дрПоэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий, она проникнута гуманизмом и стремлением к нравственному совершенству.
Как вы понимаете выражение «романтический мир»? Каков он? Задание II. Запишите словосочетание «романтический мир» и ассоциации, которые возникают у вас при этих словах.Прочтите ваши записи, послушайте своих товарищей и допишите то, что вам кажется интересным.
Примерная запись в тетради: яркий, таинственный, особенный, необыкновенный, экзотический, исключительный, необычный,загадочный.
«Поэзия необыкновенного человека – Василия Андреевича Жуковского – открыла русскому читателю необыкновенный мир». Послушайте балладу Жуковского «Лесной царь», попытайтесь проанализировать свои чувства. Вопросы:Какие слова Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему?Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства? В чём секрет баллады?
Словарь литературоведческих терминов БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. www.gramma.ru
В чем особенность романтической баллады?Задание III. Прочтите балладу (текст), обсудите в группе проблемный вопрос. Для выполнения задания, используйте карточки.1 группа – карточка № 12 группа – карточка № 23 группа – карточка № 3
Карточка № 1 Какую картину рисует поэт?Что вы представляете, читая эти строки? Кто он этот запоздалый путник? Что заставило его пуститься в путь?Какая атмосфера создана в произведении?Изменилась ли картина в последней строфе?Каков финал произведения?
Как построена баллада?Кто с кем говорит?Какие чувства испытывает ребенок?Каково отношение Лесного царя к младенцу?Почему отец не видит Лесного царя?Можем ли мы определенно сказать, сон это или явь?
Кто обращается к мальчику? Зачем? Отвечает ли ему мальчик?Как рисует свою страну Лесной царь? Похож ли его мир на реальный?Подберите синонимы к слову сказочный.Действительно ли существует Лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца?
Пейзажный зачин и концовкаДиалоги (открытый и скрытый)Реальные и фантастические героиДва мира: реальный и идеальныйОстрый, напряженный сюжетТрагический финалСравним с определением: см. здесь
М. Цветаева «Два «Лесных царя»: Лучше перевода «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя и не должно пытаться. За столетием давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь». Русский «Лесной царь» из хрестоматий и страшных детских снов. Задание IV. Сопоставьте строки из подстрочного перевода баллады Гете и баллады Жуковского и определите различия в содержании двух баллад.
Гёте ЖуковскийОтец, ты не слышишь, что мне царь обещает?Успокойся, дитя, в сухой листве ветер шуршит…Мои прекрасные дочери будут нянчить тебя…Отец, отец, неужто ты не видишь там, в этой тьме, царя дочерей?!Мой сын, мой сын, я в точности вижу…Я люблю тебя, меня уязвила твоя красота. Не хочешь охотой – силой возьму Родимый, лесной царь со мной говорит Он золото, радость и перлы сулитО нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы.Узнаешь прекрасных моих дочерейРодимый, лесной царь созвал дочерей! Мне, вижу, кивают из темных ветвей!О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне…Дитя, я пленился твоей красотой, не волей иль волей, а будешь ты мой.
Поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность. Что хотел показать нам Гёте?Что внёс Жуковский в перевод?Запишите свои выводы
Вот как писала об этом М.И. Цветаева: “Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не увидели и мы с ним.Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте — от лесного царя”.
В. Г. Белинский как-то писал: “…В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит ...”
Рефлексия Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему) удивились, когда хотелось поспорить.
Домашнее задание:Выучить балладу наизустьОпределить размер баллады, схему рифмовки.Создать иллюстрации к балладе В.А. Жуковского «Лесной царь»