Философская лирика А.С. Пушкина П.Ф.Соколов. Портрет Пушкина.
Задание: Сделать краткий конспект:Выписать названия стихотворений.Выписать краткий комментарий стихотворений.
Верите ли вы в судьбу, в рок?Чувствуете ли вы в себе силы противостоять судьбе?
В лирике Пушкина конца 20-х годов стремительно нарастают философские мотивы: раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог: Снова тучи надо мною Собралися в тишине Рок завистливый бедою Угрожает снова мне… Так начинает Пушкин стихотворение "Предчувствие" (1828).
ПРЕДЧУВСТВИЕ Снова тучи надо мноюСобралися в тишине;Рок завистливый бедоюУгрожает снова мне...Сохраню ль к судьбе презренье?Понесу ль навстречу ейНепреклонность и терпеньеГордой юности моей? Бурной жизнью утомленный,Равнодушно бури жду:Может быть, еще спасенный,Снова пристань я найду...Но, предчувствуя разлуку,Неизбежный, грозный час,Сжать твою, мой ангел, рукуЯ спешу в последний раз. Ангел кроткий, безмятежный,Тихо молви мне: прости,Опечалься: взор свой нежныйПодыми иль опусти;И твое воспоминаньеЗаменит душе моейСилу, гордость, упованьеИ отвагу юных дней. Можно ли что-то противопоставить злому року?Какими настроениями проникнуто это стихотворение?
В этом стихотворении исчезает юношеская беззаботность и удивляющая ранее способность поэта находить выход из мрачных настроений, из роковых вопросов в радостях жизни, в любви, в прелести и красоте бытия.
Дар напрасный, дар случайный,Жизнь, зачем ты мне дана?Иль зачем судьбою тайнойТы на казнь осуждена? Кто меня враждебной властьюИз ничтожества воззвал,Душу мне наполнил страстью,Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною:Сердце пусто, празден ум,И томит меня тоскоюОднозвучный жизни шум. 26 мая 1828 года.
Характерно ли это стихотворение по интонации и по мысли для Пушкина? В стихотворении "Дар напрасный, дар случайный…", помеченном 26 мая 1828 (день рождения поэта), Пушкин пытается понять, зачем Творец наделил его сердце страстью, ум сомненьем, если жизнь "судьбою тайной… на казнь осуждена". Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.
Мучительный вопрос о смысле жизни возникает и в стихотворении "Стихи, сочиненные во время бессонницы": Мне не спится, нет огня;Всюду мрак и сон докучный.Ход часов лишь однозвучныйРаздается близ меня,Парки бабье лепетанье,Спящей ночи трепетанье,Жизни мышья беготня...Что тревожишь ты меня?Что ты значишь, скучный шепот?Укоризна или ропотМной утраченного дня?От меня чего ты хочешь?Ты зовешь или пророчишь?Я понять тебя хочу,Смысла я в тебе ищу...
"Элегия" (1830) – стихотворение об обретенных основах и ценностях жизни. Безумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье.Но, как вино — печаль минувших днейВ моей душе чем старе, тем сильней.Мой путь уныл. Сулит мне труд и гореГрядущего волнуемое море.Но не хочу, о други, умирать;Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;И ведаю, мне будут наслажденьяМеж горестей, забот и треволненья:Порой опять гармонией упьюсь,Над вымыслом слезами обольюсь,И может быть — на мой закат печальныйБлеснет любовь улыбкою прощальной.
Поэт вспоминает "безумных лет угасшее веселье", сравнивает прошлое и настоящее, но помнит и ценит, прежде всего, "печаль минувших дней". Свой путь он представляет полным труда и горя. Но на этом пути главным чувством все-таки оказывается не беспросветность, а надежда: Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Искусство, любовь, надежда на лучшее будущее – утверждению этих ценностей посвящена "Элегия" (1830): Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть – на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Размышлениям о неизбежной смерти и о ценностях, которые человек может сохранить перед ее лицом, посвящена другая элегия "Брожу ли я вдоль улиц шумных…" (1829).
Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.Я говорю: промчатся годы,И сколько здесь ни видно нас,Мы все сойдем под вечны своды —И чей-нибудь уж близок час.Гляжу ль на дуб уединенный,Я мыслю: патриарх лесовПереживет мой век забвенный,Как пережил он век отцов.Младенца ль милого ласкаю,Уже я думаю; прости!Тебе я место уступаю:Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годинуПривык я думой провождать,Грядущей смерти годовщинуМеж их стараясь угадать.И где мне смерть пошлет судьбина?В бою ли, в странствии, в волнах?Или соседняя долинаМой примет охладелый прах?И хоть бесчувственному телуРавно повсюду истлевать,Но ближе к милому пределуМне все б хотелось почивать.И пусть у гробового входаМладая будет жизнь играть,И равнодушная природаКрасою вечною сиять.
Стихи прекрасны удивительной щедростью пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь, уже ничего не требуя от нее для себя: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Тут высшая форма созерцательно-духовной самоотдачи всей полноте земного бытия, которая для Пушкина прекрасна сама по себе, безотносительно к личным желаниям и притязаниям.
Бескорыстная любовь к красоте, молодости с ее радостями прозвучит в стихотворении и в стихотворении "Вновь я посетил…" (1835). Большая часть элегии посвящена изображению мест, с которыми связаны у поэта воспоминания о былом.
...Вновь я посетилТот уголок земли, где я провелИзгнанником два года незаметных.Уж десять лет ушло с тех пор — и многоПеременилось в жизни для меня,И сам, покорный общему закону,Переменился я — но здесь опятьМинувшее меня объемлет живо,И, кажется, вечор еще бродилЯ в этих рощах. Вот опальный домик,Где жил я с бедной нянею моей.Уже старушки нет — уж за стеноюНе слышу я шагов ее тяжелых,Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым частоЯ сиживал недвижим — и гляделНа озеро, воспоминая с грустьюИные берега, иные волны...Меж нив златых и пажитей зеленыхОно, синея, стелется широко;Через его неведомые водыПлывет рыбак и тянет за собойУбогий невод. По брегам отлогимРассеяны деревни — там за нимиСкривилась мельница, насилу крыльяВорочая при ветре...
На границеВладений дедовских, на месте том,Где в гору подымается дорога,Изрытая дождями, три сосныСтоят — одна поодаль, две другиеДруг к дружке близко, — здесь, когда их мимоЯ проезжал верхом при свете лунном,Знакомым шумом шорох их вершинМеня приветствовал. По той дорогеТеперь поехал я и пред собоюУвидел их опять. Они всё те же,Все тот же их, знакомый уху шорох —Но около корней их устарелых(Где некогда все было пусто, голо)Теперь младая роща разрослась,Зеленая семья; кусты теснятсяПод сенью их как дети. А вдалиСтоит один угрюмый их товарищ,Как старый холостяк, и вкруг негоПо-прежнему все пусто.
Здравствуй, племяМладое, незнакомое! не яУвижу твой могучий поздний возраст,Когда перерастешь моих знакомцевИ старую главу их заслонишьОт глаз прохожего. Но пусть мой внукУслышит ваш приветный шум, когда,С приятельской беседы возвращаясь,Веселых и приятных мыслей полон,Пройдет он мимо вас во мраке ночиИ обо мне вспомянет. Грусть об уходящей жизни, невеселые мысли о необратимых переменах, приближающих поэта к роковому пределу придают стихотворению элегическую интонацию.Но вдруг он замечает, что под соснами, около их устарелых корней, "младая роща разрослась". И грустные чувства, близкие к унынию, внезапно преображаются.
За два месяца до смерти Пушкин создает стихи ", которые входит в так называемый "каменноостровский цикл" (стихи, написанные летом 1836 года на даче на Каменном острове: "Мирская власть", "Не дорого ценю я громкие права…" (Из Пиндемонти), "Отцы пустынники и жены непорочны…", "Когда за городом, задумчив, я брожу…", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…").
В произведениях Пушкина, написанных в эти трудные для него годы, отчетливо видны те мысли, которые волновали его: о месте художника, творца в жизни, о свободе творчества. Обращаясь к поэту, Пушкин писал: ...дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум.В стихотворении «Из Пиндемонти» он утверждал право творца на свободу творчества.
Не дорого ценю я громкие права,От коих не одна кружится голова.Я не ропщу о том, что отказали богиМне в сладкой участи оспоривать налогиИли мешать царям друг с другом воевать;И мало горя мне, свободно ли печатьМорочит олухов, иль чуткая цензураВ журнальных замыслах стесняет балагура.Все это, видите ль, слова, слова, слова Иные, лучшие, мне дороги права;Иная, лучшая, потребна мне свобода:Зависеть от царя, зависеть от народа —Не все ли нам равно? Бог с ними. НикомуОтчета не давать, себе лишь самомуСлужить и угождать; для власти, для ливреиНе гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;По прихоти своей скитаться здесь и там,Дивясь божественным природы красотам,И пред созданьями искусств и вдохновеньяТрепеща радостно в восторгах умиленья.Вот счастье! вот права...
Тема свободы – одна из важнейших в его творчестве. Ему хотелось на волю, в деревню. Он писал жене: «Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? Что мне веселее в нем жить между пасквилями и доносами?»И у него вырывались щемящие душу строки:Пора, мой друг, пора,Покоя сердце просит...
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —Летят за днями дни, и каждый час уноситЧастичку бытия, а мы с тобой вдвоемПредполагаем жить, и глядь — как раз умрем.На свете счастья нет, но есть покой и воля.Давно завидная мечтается мне доля —Давно, усталый раб, замыслил я побегВ обитель дальную трудов и чистых нег.
В рукописи имеется план продолжения стихотворения: «Юность не имеет нужды в at home1 , зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу, — тогда удались он домой. О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню — поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические — семья, любовь etc. — религия, смерть». Обращено к жене. Написано, вероятно, летом 1834 г. в связи с неудавшейся попыткой выйти в отставку и уехать в деревню. То же душевное состояние отразилось в письмах этого времени к жене. 1 в своем доме (англ.).
Такой путь за свою короткую жизнь прошел Пушкин в философской лирике. На этом пути он простился с романтическим мировосприятием, с "безумными летами", пережил духовный кризис, но обрел гармонию с миром, Дом, пришел к пониманию того, что есть "самостоянье человека", в его сознании соединились жизнь, смерть и бессмертие.
И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободу. И милость к падшим призывал.