ГОУ гимназия №628 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга «Александринская гимназия» Исследовательская работа по литературе на тему: Мотив страха в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ученицы 10 класса Лобачевой Марии Руководитель: Карева О.В. Санкт-Петербург 2008
Человечество безгранично богато, прекрасно и мудро, И мешает ему быть счастливым только – страх. Братья Вайнеры
БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ (1891-1940)
Страх Трусость
Цель данного исследования – понять роль мотива страха в романе «Мастер и Маргарита» Для этого: была составлена картотека употребления слова «страх» и синонимов этого слова; составлен ряд таблиц, показывающих частоту употребления слов «страх», «трусость», «испуг», «боязнь», «ужас» и их производных с учетом композиции и образной системы романа; определена двойственность происхождения страха в романе М.А.Булгакова (с одной стороны, страх, вызванный реальной исторической обстановкой, с другой, страх, связанный с появлением потусторонних сил, с ощущением героями потерянного бессмертия); рассмотрено влияние страха на поступки главных героев двух романов: Понтия Пилата и Мастера.
Мотив страха связан с проблемой человеком истинного жизненного пути, выбора между добром и злом, вечностью и временным комфортом, правдой и ложью… В условиях выбора оказываются герои – люди романа:
Понтий Пилат
Мастер
Берлиоз, Бездомный, Римский, Варенуха и другие Варенуха воровато оглянулся, следуя безумному взору Римского, за спинку ...
В момент принятия решения герои испытывают чувство страха. Таким образом, страх в романе выступает, с одной стороны, как испытание, с другой – как предостережение перед принятием решения.
Количество слов, связанных со страхом в главах романа
Мастер Понтий Пилат
Рукописи не горят
Основные выводы исследования: Понтий Пилат и Мастер – автобиографичные герои. Они не выдерживают испытания страхом. Страх поглощает их волю, герои совершают роковые ошибки. Страх лишает людей свободы выбора. Противостоять страху может искренняя жертвенность. Способностью к самопожертвованию обладает в романе Левий Матвей и Маргарита.
М.Булгаков говорит о причем первая является причиной второй. В своей работе я называю эти разновидности «страх реальный» и «страх мистический». «Страх реальный» - это страх, вызванный обстановкой, сложившейся в России в эпоху 30-х годов, страх перед властями. На мой взгляд, именно «страх реальный» в романе М.Булгакова называет трусостью. «Страх мистический» - это страх перед внезапной смертью. Его испытывают герои, совершившие ошибки под влиянием «страха реального».
Мотив страха основополагающий мотив для понимания образов героев, причин и характера их поступков
Диана Коденко "Понтий Пилат. После казни" О, боги, боги! Как редки грозы Над Ершалаимом. Служитель дороги, ответь на вопросы, Забудь свое имя. Нет истин правдивее крови и пыли, Нет горше судейства. Судьба моя смотрит глазами слепыми, И некуда деться. Нисан затянулся под солнцем палящим, И день - за неделю И проклятый город, в глаза мне смотрящий, Тоску не разделит. При свете луны мне не будет покоя, Ах, царь иудейский! Лишь боль - ты ведь знаешь, что это такое! - И некуда деться… Не правда ли? Это как будто забавно. Меня пожалели дурак и собака. Ну что, прокуратор? Воздастся по вере? Не он тебе - ты ему душу доверил. Две тысячи лет - это, в сущности, мало. Но как же толпа моим жестам внимала! Мол, славь игемона, - и гвозди в ладони. Кого ж мы хороним? Прощение смерти врача и поэта - Идти по дороге из лунного света. Идти по дороге, от мук ускользая… Мы столько друг другу тогда не сказали! Две тысячи лет - это, в сущности, мало… Меня покаянье мое изломало. Я знанием страшным наказан навеки: Господь - в человеке… О, боги, боги! Как редки грозы Над Ершалаимом...
"Маргарита" Маргарита. Розы и Свечи. Бал у Сатаны. Маргарита. Время НЕ лечит. Знаешь теперь ты. Маргарита. Либо рай, либо ад - Грань очень тонка. Маргарита. Мечты не горят. И не горят слова. Маргарита. О, как сладка месть Тем, кто отнял любовь! Маргарита. Тебе одной - весть: Он возродится вновь! Маргарита. Луна... Посмотри: Длится и длится ночь. Маргарита. Во имя любви... Всё остальное – прочь!
Нехорошая квартира
Нехорошая квартира
Нехорошая квартира