Сопоставительный анализ поэтических текстов Но я люблю стихи - и чувства нет святей: Так любит только мать, и лишь больных детей. И. Ф. Анненский.
«Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов» А.Н.Толстой
Приступая к анализу лирического текста на уроке литературы, нельзя забывать, что стихотворение - это "сложно построенный смысл". И все его формальные элементы являются элементами смысловыми, носителями определенного содержания.
СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Выходные данные. Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено. Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежал автор. структура образов и развитие конфликта. Тема и идея. Композиция. Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если есть), Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами. Черты лирического героя. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.). Основные особенности поэтического языка. Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.). Аллюзии (завуалированное упоминание о ком-чем-либо) и реминисценции (отзвук иного произведения). Языковой поуровневый анализ: Поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс). Поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы и т.д.). Использование явлений морфологии и синтаксиса. Ритм, стихотворный размер, рифма. Особенности интонации.
Использование того или иного формального средства построения стихотворения (ритма, размера, способа рифмовки) всегда является осознанным, всегда направлено на раскрытие авторского замысла. В частности, отдельные размеры стихотворного текста по-разному соотносятся с интонационным строением речи и, следовательно, выполняют в произведении различные художественные функции. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
Для сопоставления обычно используют: разные редакции одного стихотворения; 2 стихотворения одного автора, написанные в разные периоды; стихи разных авторов на одну тему
А.Некрасов А.Я.Панаева
“В бесконечной глубине человеческого духа, в глубине, куда не достигает ни мораль, ни право, ни общество, ни государство, катятся звуковые волны, родные волнам, объемлющим вселенную, происходят ритмические колебания, подобные колебаниям небесных светил, морей, вулканов. Глубина эта обыкновенно закрыта “заборами суетного света” . Глубина эта – поэзия, остро ощутить ее могут лишь сами поэты, каждый по-своему.